Инклюзивное образование

image.pngВ России растет количество детей дошкольного и школьного возраста с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При этом их потребность в качественном образовании, раскрытии творческого потенциала и развитии индивидуальных способностей ничуть не меньше, чем у их здоровых сверстников.

Процесс обучения детей с особыми образовательными потребностями зачастую сопряжён с серьёзными трудностями. Им сложно адаптироваться к учебному процессу и следовать установленному режиму – что неудивительно, учитывая, насколько это непросто даже для обычных школьников. Для обеспечения равных возможностей в получении образования таким детям требуются особые условия, которые предоставляет система инклюзивного образования. Этот формат обучения охватывает детей с различными нарушениями: от проблем со зрением и слухом до речевых расстройств, нарушений опорно-двигательного аппарата, задержки психического развития и расстройств аутистического спектра, при этом сохраняя их интеллектуальные способности.

Инклюзивное образование представляет собой особый формат учебного процесса, где дети с различными образовательными потребностями обучаются совместно. Данная форма обучения закреплена законодательно в статьях 5 и 79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Родители имеют право выбирать формат обучения: это может быть как обычная общеобразовательная школа, так и специализированный класс, группа в реабилитационном центре или интернат.

Для успешной интеграции ребёнка с ОВЗ в образовательный процесс требуется создание специальных условий, которые определяются на основе заключения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК). Руководство образовательного учреждения обязано обеспечить необходимые условия, включая специализированное оборудование, адаптированные программы обучения и услуги дополнительных специалистов – тьюторов, логопедов и дефектологов. Финансирование данных мероприятий осуществляется за счёт государственных средств.Хочу такой сайт

Преимущества инклюзивного образования очевидны для всех участников образовательного процесса. Дети с ОВЗ получают возможность развиваться в естественной социальной среде, выстраивать коммуникацию со сверстниками и ощущать себя полноценной частью общества. Здоровые ученики, в свою очередь, учатся толерантности и умению принимать различия между людьми.

Основные принципы инклюзивного образования строятся на следующих положениях:

  • Ценность личности является основополагающим принципом, при этом здоровье, интеллектуальные способности и уровень психофизической подготовки не имеют определяющего значения. Любое ущемление прав и интересов личности на основании особенностей развития категорически недопустимо.
  • Индивидуальный подход предполагает учёт особенностей каждого ребёнка и создание условий для развития его интеллектуальной и эмоционально-чувственной сферы независимо от состояния здоровья.
  • Система поддержки играет ключевую роль в гармоничном развитии личности. Особое значение имеет участие взрослых – членов семьи, педагогов и воспитателей.
  • Поступательное развитие направлено на раскрытие природных способностей каждого ребёнка и помощь в освоении доступных ему видов деятельности. При этом важно избегать акцентирования внимания на неудачах.
  • Вариативность деятельности обеспечивает доступ к различным формам активности, способствующим развитию познавательной сферы, творческих способностей и эмоциональной выразительности.
План работы с детьми с ОВЗ, инвалидностью, детьми-мигрантами.pdf (скачать) (посмотреть)
Положение об организации обучения детей (ОВЗ).pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».