Средства обучения и воспитания, в том числе приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

Средства обучения и воспитания, в том числе и приспособленных для использования
инвалидами и лицами с ОВЗ:

Средства обучения и воспитания — это объекты, созданные человеком, а также предметы
естественной природы,используемые в образовательном процессе в качестве носителей
учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для
достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Общепринятая современная типология подразделяет средства обучения и воспитания
на следующие виды:
• Печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие
тетради, атласы, раздаточный материал)
•Электронные
образовательные
ресурсы
(образовательные
мультимедиа
мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные
универсальные энциклопедии)
• Аудиовизуальные (слайды, слайд – фильмы, видеофильмы образовательные, учебные
кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях)
• Наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные,
магнитные доски)
• Демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели
демонстрационные)
• Учебные приборы (компас, барометр, колбы и т.д.)
• Тренажеры и спортивное оборудование.
Общая дидактическая роль средств обучения
Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом
образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы любого
образовательного учреждения.
Являясь компонентом учебно- воспитательного процесса, средства обучения
оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы,
методы.
Наиболее эффективное воздействие на обучающихся оказывают современные
аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные
ресурсы).
Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее
эффективным средством обучения и воспитания. Термином multimedia (что в пеpеводе с
английского означает «многосpедность») опpеделяется инфоpмационная технология на
основе пpогpаммно – аппаpатного комплекса, имеющего ядpо в виде компьютеpа со
сpедствами подключения к нему аудио- и видеотехники.
Мультимедиа технология позволяет обеспечить пpи решении задач автоматизации
интеллектуальной деятельности объединение возможностей ЭВМ с тpадиционными для
нашего воспpиятия средствами пpедставления звуковой и видео инфоpмации, для синтеза
тpех стихий (звука, текста и гpафики, живого видео).
Принципы использования средств обучения
• учет возрастных и психологических особенностей обучающихся
• гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и
современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание,
поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в
образовательных целях

• учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и
т.д.)
• сотворчество педагога и обучающегося
• приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.
Средства обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами
и лицами с ОВЗ:
- специальные учебники для реализации адаптированной образовательной программы для
детей с интеллектуальными нарушениями
- учебные пособия и дидактические материалы для реализации адаптированной
образовательной программы для детей с интеллектуальными нарушениями
Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в
образовательном процессе на общих основаниях.
Для обучающихся с ОВЗ используются специальные адаптированные
образовательные программы начального общего и основного общего образования для
учащихся с ограниченными возможностями здоровья, методы обучения, коррекционные
занятия с педагогом — психологом, учителем- логопедом, дефектологом, занятия ЛФК.
Адаптированная программа разрабатывается с учётом особенностей развития
ребенка, основной целью является коррекция нарушений развития и коррекция нарушений
социальной адаптации. Разработкой адаптированной программы школа занимается
самостоятельно. Основой для разработки адаптированной программы является ФГОС.
Формы работы:
1. Индивидуализация образовательного процесса детей с ОВЗ. Целенаправленность
развития способности данной категории учащихся на взаимодействие и
коммуникацию со сверстниками.
2. Развитие и выявление способностей детей с ОВЗ посредством секций, кружков,
клубов и студий, а также организации общественно полезной деятельности, включая
социальную практику, используя при этом возможности существующих
образовательных учреждений дополнительного обучения.
3. Вовлечение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в допустимые
им творческие и интеллектуальные соревнования, проектно-исследовательскую
деятельность и научно-техническое творчество.
4. При наличии медицинских показаний и соответствующих документов (справка —
заключение ВКК) для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
может быть организовано индивидуальное обучение на дому.
Педагоги прошли курсы повышения квалификации
образовательного пространства обучающихся с ОВЗ

по

вопросам

организации


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».