Ляпина
Татьяна
Анатольевна
Подписано цифровой
подписью: Ляпина
Татьяна Анатольевна
Дата: 2024.10.07
11:55:00 +05'00'
Аннотация
к рабочей программе учебного предмета «Русский язык»
1 – 4 классы
Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» является частью
адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития
(вариант 7.2.), разработанной в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
ОВЗ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 г. № 1598) и на основе Примерной адаптированной основной
общеобразовательной
программы
начального
общего
образования
обучающихся с задержкой психического развития. «Русский язык» является
учебным предметом обязательной предметной области «Филология».
Общей целью изучения предмета «Русский язык» является
формирование умений и навыков грамотного, безошибочного письма,
развитие устной и письменной речи учащихся; развитие языковой эрудиции
школьника, его интереса к языку и речевому творчеству. Овладение учебным
предметом «Русский язык» представляет большую сложность для учащихся с
ЗПР. Это связано с недостатками фонематического восприятия, звукового
анализа и синтеза, бедностью словаря, трудностями порождения связного
высказывания, недостаточной сформированностью основных мыслительных
операций и знаково-символической (замещающей) функции мышления. В
соответствии перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО
обучающихся с ЗПР особыми образовательными потребностями
определяются
общие
задачи
учебного
предмета:
формировать
фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез; формировать умения и
навыки каллиграфии, грамотного и безошибочного письма; уточнять,
расширять и активизировать словарный запас путем расширения
непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире;
развивать связную устную и письменную речь (формировать и
совершенствовать целенаправленность и связность высказываний, точность и
разнообразие лексики, внятности и выразительности речи); формировать
интерес к родному языку, навыки учебной работы; формировать приемы
умственной деятельности, необходимые для овладения начальным курсом
русского языка (наблюдения, сравнения и обобщения явлений языка);
удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за
счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе образования,
обучения переносу полученных знаний в новые ситуации взаимодействия с
действительностью; способствовать совершенствованию познавательной
деятельности и речевой коммуникации, обеспечивающих преодоление
типичных для младших школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной
компетенции; содействовать достижению личностных, метапредметных и
предметных результатов образования.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей
работы. Изучение учебного предмета «Русский язык» вносит весомый вклад
в общую систему коррекционно-развивающей работы, направленную на
удовлетворение
специфических
образовательных
потребностей
обучающегося с ЗПР. Если обучение предмету построено с соблюдением
специальных дидактических принципов, предполагает использование
адекватных детским потребностям методов и конкретных дидактических
приемов, то у школьника пробуждается интерес к языку, желание улучшить
качество письма и чтения, совершенствуется связное (в т.ч. учебное)
высказывание, расширяется словарный запас, проявляются возможности
осознания своих затруднений, попытки улучшения успешности обучения
русскому языку. Упражнения в чтении, списывании, письме под диктовку
способствуют развитию произвольности и становлению навыков
самоконтроля значимо для выполнения письменных работ по математике.
Умение осознанно строить устное речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации, анализировать и составлять тексты в устной форме
способствует более успешному усвоению знаний по предметам
«Литературное чтение», «Окружающий мир».
Объем часов учебного предмета составляет
1 класс – 153 часа в год
1 дополнительный класс – 153 часа в год
2 класс – 136 часа в год
3 класс – 136 часа в год
4 класс – 136 часа в год.
Аннотация
к рабочей программе учебного предмета
«Литературное чтение»
2 – 4 классы
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» является
частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант
7.2.), разработанной в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
ОВЗ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 г. № 1598) и на основе Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся
с задержкой психического развития. «Литературное чтение» является учебным
предметом обязательной предметной области «Филология».
Общей целью изучения предмета «Литературное чтение» является формирование
у обучающихся навыков чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в
мир художественной литературы, привитие вкуса к чтению. Овладение учебным
предметом «Литературное чтение» представляет сложность для учащихся с
(ЗПР). Это связано с недостатками фонематического восприятия, непониманием
содержания звучащей речи, бедностью словаря, трудностями порождения
связного
высказывания,
несовершенством
навыков
чтения,
несформированностью основных мыслительных операций. В соответствии
перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с
ЗПР определяются общие задачи учебного предмета:
- формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
- формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения
(сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);
- уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации
непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
- формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в
его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в
развитии эмоционально-волевой сферы детей;
- развивать нравственные и эстетические представления и чувства,
художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, корригировать
отклонения личностного развития ребенка;
- преодолевать недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые
умения и навыки;
- развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать
чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную
активность;
- прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;
- формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения
навыком чтения (наблюдения, сравнения и обобщения);
- способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой
коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших
школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;
- содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных
результатов образования. С учетом особых образовательных потребностей детей
с ЗПР во 2-4 классах обозначенные задачи конкретизируются следующим
образом:
- формировать и закреплять навыки правильного, беглого, выразительного и
сознательного;
- продолжить знакомство с произведениями устного народного творчества и
детской литературы;
- учить приемам анализа и интерпретации художественных текстов;
- учить осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в
обсуждении прочитанных произведений, оценивать поступки героев с учетом
социальных норм и одобряемых правил поведения;
- расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт,
развивать мыслительную деятельность и познавательную активность через
слушание и самостоятельное чтение произведений разных жанров;
- совершенствовать навыки построения устного высказывания с использованием
выразительных средств языка;
- прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению. Значение предмета в
общей системе коррекционно-развивающей работы Изучение учебного предмета
«Литературное чтение» вносит весомый вклад в общую систему коррекционноразвивающей работы, направленную на удовлетворение специфических
образовательных потребностей обучающегося с ЗПР. Изучение предмета
«Литературное чтение» способствует коррекции мыслительной деятельности.
При изучении художественных произведений у младших школьников с ЗПР
совершенствуются базовые мыслительные операции. Развитие речи на уроках
литературного чтения является базой для преодоления алекситимии (неумения
говорить о своих эмоциях и чувствах), типичной для младшего школьника с ЗПР.
Роль предмета велика для
реализации различных программ внеурочной деятельности, в частности, для
программы духовно-нравственного развития, так как изучаемые произведения
преимущественно имеют нравственный потенциал. Дети начинают осознавать
красоту родной природы, анализируют поступки героев, учатся их оценивать.
Объем часов учебного предмета составляет
1 класс – 122 часов в год
1 дополнительный класс – 122 часа в год
2 класс – 136 часов в год
3 класс – 136 часов в год
4 класс – 136 часов в год.
Аннотация
к рабочей программе учебного предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке»
2 – 4 классы
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном
(русском)
языке»
является
частью
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся
с задержкой психического развития (вариант 7.2.), разработанной в соответствии
с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598) и на основе
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с задержкой психического
развития. «Литературное чтение на родном (русском) языке» является учебным
предметом обязательной предметной области «Филология».
Общей целью изучения предмета «Литературное чтение на родном (русском)
языке» является формирование у обучающихся навыков чтения и понимания
прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы, привитие
вкуса к чтению. Овладение учебным предметом «Литературное чтение на родном
(русском) языке» представляет сложность для учащихся с (ЗПР). Это связано с
недостатками фонематического восприятия, непониманием содержания
звучащей речи, бедностью словаря, трудностями порождения связного
высказывания, несовершенством навыков чтения, несформированностью
основных мыслительных операций. В соответствии перечисленными
трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР определяются
общие задачи учебного предмета:
- формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;
- формировать, закреплять и постепенно совершенствовать навыки чтения
(сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя);
- уточнять и обогащать словарный запас путем расширения и дифференциации
непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
- формировать умение полноценно воспринимать литературное произведение в
его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодолевать недостатки в
развитии эмоционально-волевой сферы детей;
- развивать нравственные и эстетические представления и чувства,
художественный вкус, творческое и воссоздающее воображение, корригировать
отклонения личностного развития ребенка;
- преодолевать недостатки в развитии речи обучающихся, формировать речевые
умения и навыки;
- развивать и расширять представления об окружающем мире, обогащать
чувственный опыт, развивать мыслительную деятельность и познавательную
активность;
- прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению;
- формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения
навыком чтения (наблюдения, сравнения и обобщения);
- способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой
коммуникации, обеспечивающих преодоление типичных для младших
школьников с ЗПР недостатков сферы жизненной компетенции;
- содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных
результатов образования. С учетом особых образовательных потребностей детей
с ЗПР во 2-4 классах обозначенные задачи конкретизируются следующим
образом:
- формировать и закреплять навыки правильного, беглого, выразительного и
сознательного;
- продолжить знакомство с произведениями устного народного творчества и
детской литературы;
- учить приемам анализа и интерпретации художественных текстов;
- учить осознанно воспринимать и оценивать содержание текстов, участвовать в
обсуждении прочитанных произведений, оценивать поступки героев с учетом
социальных норм и одобряемых правил поведения;
- расширять представления об окружающем мире, обогащать чувственный опыт,
развивать мыслительную деятельность и познавательную активность через
слушание и самостоятельное чтение произведений разных жанров;
- совершенствовать навыки построения устного высказывания с использованием
выразительных средств языка;
- прививать интерес к книге, к самостоятельному чтению. Значение предмета в
общей системе коррекционно-развивающей работы Изучение учебного предмета
«Литературное чтение на родном (русском) языке» вносит весомый вклад в
общую систему коррекционно-развивающей работы, направленную на
удовлетворение специфических образовательных потребностей обучающегося с
ЗПР. Изучение предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»
способствует коррекции мыслительной деятельности. При изучении
художественных произведений у младших школьников с ЗПР совершенствуются
базовые мыслительные операции. Развитие речи на уроках литературного чтения
является базой для преодоления алекситимии (неумения говорить о своих
эмоциях и чувствах), типичной для младшего школьника с ЗПР. Роль предмета
велика для
реализации различных программ внеурочной деятельности, в частности, для
программы духовно-нравственного развития, так как изучаемые произведения
преимущественно имеют нравственный потенциал. Дети начинают осознавать
красоту родной природы, анализируют поступки героев, учатся их оценивать.
Объем часов учебного предмета составляет
2 класс – 16 часов в год
3 класс – 16 часов в год
4 класс – 16 часов в год.
Аннотация
к рабочей программе учебного предмета «Родной язык (русский)»
2 – 4 классы
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык (русский)» является
частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант
7.2.). «Родной язык (русский)» является учебным предметом обязательной
предметной области «Филология».
Структура рабочей программы включает планируемые результаты освоения
предмета «Родной язык (русский)», содержание учебного предмета,
тематическое планирование учебного материала с указанием количества часов,
отведенных на освоение тем.
В результате изучения родного языка (русского) учащиеся будут осознавать
взаимосвязь языка, культуры и истории народа; овладеют нормами русского
литературного языка и приобретут опыт использования языковых норм в речевой
практике; овладеют различными видами устной и письменной речи, научатся
соблюдать нормы речевого этикета.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы:
2 класс – 17 часов
3 класс – 17 часов
4 класс – 17 часов
Русский язык является государственным языком Российской Федерации,
средством межнационального общения и объединения народов России.
Учебный предмет «Родной язык (русский)» вносит свой вклад в формировании
универсальных учебных умений: коммуникативных, познавательных, речевых.
Аннотация
к рабочей программе учебного предмета «Математика»
1 – 4 классы
Рабочая программа учебного предмета «Математика» является частью
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.),
разработанной
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
ОВЗ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 г. № 1598) и на основе Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся
с ЗПР. «Математика» является учебным предметом обязательной предметной
области «Математика и информатика».
Общей целью изучения предмета «Математика» является формирование базовых
математических знаний, умений и навыков, позволяющих в дальнейшем
осваивать на доступном уровне программу основного общего образования,
решать адекватные возрасту практические задачи, требующие действий с
величинами, а также коррекция недостатков отдельных познавательных
процессов и познавательной деятельности в целом. В соответствии с
перечисленными трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с
ЗПР определяются общие задачи учебного предмета:
- формировать представления о числах и величинах, арифметических действиях;
- формировать устойчивые навыки вычислений в определенном программой
объеме;
- уточнять и расширять представления о простейших геометрических фигурах,
пространственных отношениях;
- формировать умения пользоваться измерительными инструментами, а также
оперировать с результатами измерений и использовать их на практике; - учить
решать простые текстовые задачи с помощью сложения и вычитания; формировать способность использовать знаково-символические средства путем
усвоения математической символики и обучения составлению различных схем;
- формировать приемы умственной деятельности, необходимые для овладения
начальным
курсом
математики
(наблюдения,
анализа,
сравнения,
противопоставления и обобщения математических свойств и отношений);
- развивать связную устную речь через формирование учебного высказывания с
использованием математической терминологии;
- удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за
счет упрощения учебно-познавательных задач, решаемых в ходе
образования, обучения переносу полученных знаний в новые ситуации
взаимодействия с действительностью;
- способствовать совершенствованию познавательной деятельности и речевой
коммуникации, обеспечивающих преодоление недостатков сферы жизненной
компетенции, типичных для младших школьников с ЗПР;
- содействовать достижению личностных, метапредметных и предметных
результатов образования, совершенствованию сферы жизненной компетенции. С
учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 2-4 классах
обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
- научить соотносить цифры и количество, названия и обозначения действий
сложения и вычитания;
- сформировать осознанные навыки арифметических действий (сложения и
вычитания, умножения и деления);
– научить устанавливать закономерность — правило, по которому составлена
числовая последовательность, и составлять последовательность по заданному
или самостоятельно выбранному правилу (увеличение/уменьшение числа на
несколько единиц, увеличение/уменьшение числа в несколько раз);
– научить группировать числа по заданному или самостоятельно установленному
признаку;
– научить классифицировать числа по одному или нескольким основаниям,
объяснять свои действия;
– научить читать, записывать и сравнивать величины (массу, время, длину,
площадь, скорость), используя основные единицы измерения величин и
соотношения между ними (килограмм — грамм; час — минута, минута —
секунда; километр — метр, метр — дециметр, дециметр — сантиметр, метр —
сантиметр, сантиметр — миллиметр). – научить распознавать, называть,
изображать геометрические фигуры (точка, отрезок, ломаная, прямой угол,
многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат, окружность, круг);
– научить выполнять построение геометрических фигур с заданными
измерениями (отрезок, квадрат, прямоугольник) с помощью линейки, угольника;
– научить использовать свойства прямоугольника и квадрата для решения задач,
находить длину отрезка, периметр и площадь прямоугольника и квадрата;
– научить устанавливать зависимость между величинами, представленными в
задаче, планировать ход решения задачи, выбирать и объяснять выбор действий;
– научить решать арифметическим способом (в 1—2 действия) учебные задачи и
задачи, связанные с повседневной жизнью;
– воспитывать интерес к предмету, преодолевая специфичную для обучающихся
с ЗПР низкую познавательную активность;
- удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за
счет пошагового предъявления материала с необходимой помощью дефектолога,
а также переносу полученных знаний. Значение предмета в общей системе
коррекционно-развивающей работы В общей системе коррекционноразвивающей работы предмет «Математика» в наибольшей степени способствует
коррекции недостатков мышления и улучшению функций планирования. При
усвоении программного материала по математике обучающиеся овладевают
определенными способами деятельности: учатся ориентироваться в задании и
проводить его анализ, обдумывать и планировать предстоящие шаги выполнения
работы, контролировать их правильность, рассказывать о сделанном и давать ему
оценку, что способствует развитию и совершенствованию произвольности.
Для достижения коррекционно-развивающего эффекта:
- широко используются наглядно-практические действия при решении
арифметических задач;
- предлагается детям самостоятельно составлять условие задачи;
- разбивать составную задачу на простые и решать их последовательно;
- при работе с мерами времени широко использовать упражнения, которые
позволяют детям почувствовать длительность того или иного временного
отрезка;
- при наличии возможности понимать значение схемы широко пользоваться ими
как средствами, облегчающими решение;
- по возможности автоматизировать счетные навыки (только после того, как
обучающиеся действительно усвоят состав числа);
- при формировании счетного (и любого другого) навыка опираться на все каналы
восприятия учебной информации (слуховой, зрительный, тактильный);
- знакомить с новым материалом пошагово с детальным руководством
выполнением задания;
- использовать для обучающихся математические опоры, наглядные схемы,
шаблоны общего хода выполнения заданий (например: план-схема «решение
задачи»). Систематическое повторение позволяет прочно усвоить новый
материал.
Объем часов учебного предмета составляет
1 класс – 122 часов в год
1 дополнительный класс – 122 часов в год
2 класс – 136 часа в год
3 класс – 136 часа в год
4 класс – 136 часа в год
Аннотация
к рабочей программе учебного предмета «Иностранный язык»
2 - 4 классы
Рабочая программа учебного предмета «Иностранный язык» - (английский язык)
является частью адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7.2.), разработанной в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования
обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598) и на основе Примерной адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с ЗПР. «Иностранный язык» является учебным предметом
обязательной предметной области «Филология».
Цели:
- формирование умений общаться на английском языке с учётом речевых
возможностей, потребностей и интересов младших школьников: элементарных
коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;
- развитие личности ребёнка, его речевых способностей, внимания, мышления,
памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению английского языка
на последующих ступенях школьного образования;
Задачи:
- обеспечить коммуникативно-психологическую адаптацию младших
школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем
психологических барьеров в использовании английского языка как средства
общения;
- приобщать к новому социальному опыту с использованием английского языка:
знакомство с миром их зарубежных сверстников, с некоторыми обычаями страны
изучаемого языка, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором
на английском языке, с доступными обучающимся произведениями детской
художественной литературы на английском языке; воспитание дружелюбного
отношения к представителям других стран;
- формировать речевые, интеллектуальные и познавательные способности
младших школьников, а также их общеучебных умений;
- развивать эмоциональную сферу детей в процессе обучающих игр, учебных
спектаклей с использованием английского языка;
- приобщать младших школьников к новому социальному опыту за счёт
проигрывания на английском языке различных ролей в игровых ситуациях,
типичных для семейного, бытового, учебного общения.
Объем часов учебного предмета составляет
2 класс – 68 часа в год
3 класс – 68 часа в год
4 класс – 68 часа в год
Аннотация
к рабочей программе учебного предмета «Окружающий мир»
1 – 4 классы
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» является
частью адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7.2.), разработанной в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598) и на основе Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с ЗПР. «Окружающий мир» является
учебным предметом обязательной предметной области «Обществознание и
естествознание (Окружающий мир)».
Общая цель учебного предмета «Окружающий мир» заключается в
формировании начальных знаний о природе и обществе – предпосылок для
изучения широкого спектра учебных предметов в основной школе. В
соответствии с АООП НОО обучающихся с ЗПР определяются общие задачи
предмета:
сформировать уважительное отношение к России, родному краю, своей
семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
сформировать начальные знания о предметах и явлениях окружающего
мира, заложить основы экологической грамотности, создать условия для
усвоения элементарных правил нравственного поведения в мире природы и
людей, норм здоровье сберегающего поведения в природной и социальной
среде;
способствовать
усвоению
простейших
взаимосвязей
и
взаимозависимостей между миром живой и неживой природы, между
деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде;
развивать умение устанавливать и выявлять причинно-следственные
связи в окружающем мире, прогнозировать простые последствия собственных
действий и действий, совершаемых другими людьми, что происходит за счет
развития познавательной деятельности обучающихся с ЗПР как основы
компенсации, коррекции и профилактики усугубления имеющихся
трудностей развития, обучения и социализации;
способствовать и специально обучать переносу сформированных
знаний и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью, их
своевременной актуализации. Во 2-4 классах обозначенные задачи
конкретизируются следующим образом: формирование знаний о Родине, ее
столице, многонациональном народе;
уточнение существующих и получение новых знаний об условиях
жизни людей, растений и животных, бытовых и природных явлениях;
формирование
и
уточнение
пространственно-временных
представлений;
формирование представлений о многообразии растительного и
животного мира и начальных экологических представлений;
расширение круга представлений о ближайшем и более удаленном
социальном окружении;
выработка умения взаимодействовать с окружающим миром и
формирование знаний о безопасном поведении;
формирование любознательности, интереса к окружающему
предметному и социальному миру, познавательной мотивации. Значение
предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы.
В общей системе коррекционно-развивающей работы предмет имеет
важное значение. Младший школьный возраст является периодом, когда у
обучающихся с ЗПР растут возможности использования знаковосимволических средств в качестве опор для запоминания, воспроизведения,
организации мыслительных процессов. Школьников учат использовать знаки
и символы: при заполнении календаря погоды, в дидактических играх, при
выполнении заданий в рабочей тетради. Основное значение имеет
естественнонаучный характер предоставляемых знаний. Последнее ложится в
основу для формирования научного мировоззрения. Учебный материал по
большинству тем способствует коррекции существенных недостатков
познавательной деятельности. Задания в рабочей тетради предполагают
постоянную активизацию мыслительных операций: анализа, сравнения,
обобщения, абстрагирования. Большое количество загадок, стихов,
разнообразных форм заданий, требующих от ребенка практических действий,
работа в парах и группах, нацелены на поддержание устойчивого интереса.
Кроме того, задания в рабочей тетради дифференцированы по уровням
сложности. Благодаря этому каждый обучающийся должен быть успешным.
Предмет «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для
улучшения учебных высказываний, преодоления речевой активности детей с
ЗПР. Весьма полезным является использование IT-технологий (специальных
компьютерных инструментов, позволяющих детям уточнять представления об
окружающем мире с помощью анимированной наглядности). Все в
совокупности призвано активизировать у обучающихся познавательный
интерес, побуждать их к выполнению различных заданий. Изучение предмета
«Окружающий мир» связано с программой формирования экологической
культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также программой
духовно-нравственного развития (воспитания) поскольку с их помощью
решаются общие задачи социализации ребенка. Практическая ориентация
изучаемой тематики способствует формированию сферы жизненной
компетенции.
Объем часов по учебному предмету составляет
1 класс – 57 часов в год
1 дополнительный класс – 57 часов в год
2 класс – 68 часов в год
3 класс – 68 часов в год
4 класс – 68 часов в год
Аннотация
к рабочей программе учебного предмета «Изобразительное искусство»
1 – 4 классы
Рабочая программа учебного предмета ««Изобразительное искусство»
является частью адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7.2.), разработанной в соответствии с Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования
обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598) и на основе Примерной адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с ЗПР.
«Изобразительное искусство» является учебным предметом обязательной
предметной области «Искусство».
Общая цель учебного предмета «Изобразительное искусство» заключается:
- в создании условий, обеспечивающих усвоение изобразительного, творческого,
социального и культурного опыта учащимися с ЗПР для успешной социализации
в обществе;
- в приобретении первоначального опыта изобразительной деятельности на
основе овладения знаниями в области искусства, изобразительными умениями и
проектной деятельностью;
- в формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к
искусству и людям творческих профессий.
В соответствии с АООП НОО обучающихся с ЗПР определяются общие задачи
курса:
- накопление первоначальных впечатлений о живописи и скульптуре, получение
доступного опыта художественного творчества;
- освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства,
формирование стремления и привычки к посещению музеев;
- развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от
произведений
изобразительного
искусства,
выделение
собственных
предпочтений в восприятии искусства;
- формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в
практической жизни ребенка и их использование в организации обыденной
жизни и праздника;
- развитие продуктивного и репродуктивного воображения;
- совершенствование ручной моторики и пространственных ориентировок;
овладение
практическими
умениями
самовыражения
средствами
изобразительного искусства. Во 2-4 классах обозначенные задачи
конкретизируются следующим образом:
- формирование понимания роли искусства в жизни человека;
- формирование эстетических чувств, умения воспринимать и выделять в
окружающем мире (как в природном, так и в социальном) эстетически
привлекательные объекты, способности высказывать оценочные суждения о
произведениях искусства, используя тематическую и терминологическую
лексику;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных
видах художественной деятельности (рисование, лепка, конструирование из
бумаги, аппликация);
воспитание
активного
эмоционально-эстетического
отношения
к
произведениям искусства (умение видеть и анализировать изображенное);
- формирование умения воспринимать и выделять в окружающем мире (как в
природном, так и в социальном) эстетически привлекательные объекты,
выражать по отношению к ним собственное эмоционально-оценочное
отношение.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы.
Коррекция сенсомоторного развития осуществляется посредством развития
мелкой работы пальцев, кисти рук, формирования зрительно-двигательной
координации, речедвигательной координации, формирования, развития и
активизации межанализаторных связей и коррекции недостатков мелкой и общей
моторики. Коррекция отдельных сторон психической деятельности
осуществляется через развитие восприятия, зрительной памяти и внимания,
формирование представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина) и
способов их изображения, развитие пространственных представлений и
ориентации. Коррекция регулятивной стороны познавательной деятельности
происходит через формирование умений ориентироваться в задании
(анализировать объект, в пространстве и на плоскости), предварительно
планировать ход работы над изображением, замыслом рисунка (устанавливать
логическую последовательность осуществления изображения, определять
приемы работы и инструменты, нужные для выполнения рисунка), осуществлять
контроль за своей работой (определять правильность действий и результатов в
соответствии с намеченной целью, оценивать качество изображения). Коррекция
операциональной стороны познавательной деятельности происходит через
развитие наглядно-образного мышления, развитие речи, памяти, процессов
анализа и синтеза, сравнения, обобщения, абстрагирования в процессе рисования
и включения произвольности внимания. Коррекция содержательной стороны
умственного развития осуществляется через
расширение представлений об окружающем мире, расширение и уточнение
представлений об окружающей предметной и социальной действительности.
Коррекция и компенсация недоразвития эмоционально-волевой сферы
(формирование адекватной реакции на неудачи, самостоятельное преодоление
трудностей, принятие помощи учителя, формирование успешности,
мотивационной заинтересованности). На уроках изобразительного искусства
уточняются представления детей о свойствах предметов (цвет, форма, величина)
и способах их преобразования. Учебный материал по предмету способствует
усвоению таких тем, как «Измерение», «Единицы измерения», «Геометрические
фигуры и их свойства», «Симметрия» и др., т.е. имеется связь с учебным
предметом «Математика». Занятия по предмету «Изобразительное искусство»
облегчают применение изобразительной деятельности на психокоррекционных
занятиях.
Объем часов учебного предмета составляет
1 класс – 25 часов в год
1 дополнительный класс – 25 часов в год
2 класс – 34 часа в год
3 класс – 34 часа в год
4 класс – 34 часа в год
Аннотация
к рабочей программе учебного предмета «Музыка»
1 – 4 классы
Рабочая программа учебного предмета «Музыка» является частью
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с ЗПР (вариант 7.2.), разработанной в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего
образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства образования и науки
Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598) и на основе Примерной
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с ЗПР. «Музыка» является учебным предметом
обязательной предметной области «Искусство».
Общей целью изучения предмета «Музыка» является формирование
общекультурной компетенции обучающихся с ЗПР, привитие любви и вкуса к
искусству,
формирование
способности
символического
(звукового,
двигательного) опосредствования своих эмоциональных состояний. Овладение
учебным предметом «Музыка» представляет определенную сложность для
учащихся с ЗПР. Это связано с недостатками предшествующего обучения и
воспитания, не выраженностью интереса к окружающему миру и себе,
дефицитом регулятивных умений, препятствующих целенаправленному
прослушиванию музыкальных произведений, не сформированностью
возможностей эмоциональной рефлексии. В соответствии перечисленными
трудностями и обозначенными во ФГОС НОО обучающихся с ЗПР особыми
образовательными потребностями определяются общие задачи учебного
предмета:
- расширять общий кругозор, способствующий совершенствованию учебнопознавательной деятельности;
- формировать элементы музыкальной культуры и возможность элементарных
эстетических суждений;
- совершенствовать возможности саморегуляции во время прослушивания
музыкальных произведений и исполнительской деятельности;
- способствовать осознанному восприятию музыки и созданию различных
образов, развивающих возможности символического опосредствования чувств. С
учетом особых образовательных потребностей детей с ЗПР в 2-4 классах
обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
- учить восприятию музыки, музыкального звучания природы и предметов,
развивать дифференцированность слухового восприятия,
формировать мотивацию к прослушиванию музыкальных произведений, танцу,
пению;
- обогащать представления об окружающем за счет бесед о музыке, музыкальных
инструментах, людях искусства;
- научить чувствовать настроение, выражаемое музыкальным произведением;
- дать понятие о мелодии, ритме, песне, танце, марше, научить выделять их; познакомить с народными музыкальными инструментами;
- воспитывать любовь к Родине, национальным обычаям, формировать чувство
гордости и патриотизма;
- совершенствовать речевое дыхание, правильную артикуляцию звуков,
формировать способность вербального выражения чувств, обогащать словарь;
- удовлетворять особые образовательные потребности обучающихся с ЗПР за
счет коррекции дефицитов эмоционального развития и формирования навыков
саморегуляции и социально одобряемого поведения;
- формировать умение понимать символическое выражение чувств
музыкальными средствами, познакомить со знаковым опосредствованием
музыки с помощью нот;
- обеспечить наглядно-действенный характер образования.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы
Изучение учебного предмета «Музыка» вносит свой вклад в общую систему
коррекционно-развивающей работы, направленной на удовлетворение
специфических образовательных потребностей обучающегося с ЗПР. Обучение
предмету построено с соблюдением специальных дидактических принципов,
предполагает использование адекватных методов и конкретных приемов, таким
образом, у школьника возникает интерес к художественной деятельности вообще
и музыке в частности. Обучение учебному предмету «Музыка» способствует в
первую очередь эстетическому и духовно-нравственному развитию, воспитанию
патриотизма.
Объем учебных часов по предмету составляет
1 класс – 25 часов в год
1 дополнительный класс – 25 часов в год
2 класс – 34 часа в год
3 класс – 34 часа в год
4 класс – 34 часа в год
Аннотация
к рабочей программе учебного предмета
«Основы религиозных культур и светской этики»
4 классы
Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и
светской
этики»
является
частью
адаптированной
основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся
с задержкой психического развития (вариант 7.2.), разработанной в соответствии
с Федеральным государственным образовательным стандартом начального
общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598) и на основе
Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с ЗПР. «Основы религиозных
культур и светской этики» является учебным предметом обязательной
предметной области «Основы религиозных культур и светской этики».
Целью учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
является формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и
религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с
представителями других культур и мировоззрений.
Задачи учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»:
· знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской,
буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и
светской этики;
· развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей;
· обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них
ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное
восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных
предметов на ступени основной школы;
· развитие способностей школьников к общению в полиэтнической и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
Объем учебных часов по предмету составляет
4 класс - 34 часа в год
Аннотация
к рабочей программе учебного предмета «Труд (технология)»
1 – 4 классы
Рабочая программа учебного предмета «Труд (технология)» является
частью адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант
7.2.), разработанной в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
ОВЗ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 г. № 1598) и на основе Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся
с ЗПР. «Труд (технология)» является учебным предметом обязательной
предметной области «Труд (технология)».
Общая цель изучения предмета «Труд (технология)» в соответствии заключается
в:
- создании условий, обеспечивающих усвоение социального и культурного опыта
обучающимися с ЗПР, для успешной социализации в обществе;
- приобретении первоначального опыта практической преобразовательной
деятельности на основе овладения технологическими знаниями, техникотехнологическими умениями и проектной деятельностью;
- формировании позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и
людям труда. Овладение учебным предметом «Технология» представляет
сложность для детей с ЗПР. Это связано с недостатками моторики,
пространственной ориентировки, непониманием содержания инструкций, не
сформированностью основных мыслительных операций. В соответствии
перечисленными трудностями и обозначенными во АООП НОО обучающихся с
ЗПР особыми образовательными потребностями определяются общие задачи
учебного предмета:
- получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека
и общества, о мире профессий;
- усвоение правил техники безопасности;
- овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных
сферах, навыками коммуникации в процессе социального и трудового
взаимодействия;
- овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах,
овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные
трудовые навыки в жизни;
- формирование положительного опыта и установки на активное использование
освоенных технологий и навыков для своего
жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким. Во 2-4 классах
обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:
- получение первоначальных представлений о значении труда в жизни человека
и общества, о мире профессий, с которыми сталкивается в повседневной жизни:
врач, повар, учитель;
- формирование представлений о профессиях модельер, дизайнер, конструктор;
- совершенствовать умения планировать трудовые действия (составлять план
работы над изделием, определяет инструменты, необходимые для работы);
- совершенствовать навыки работы с инструментами, формировать правила
безопасного поведения и гигиены при работе инструментами;
- овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных
сферах, навыками коммуникации в процессе социального и трудового
взаимодействия;
- овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах,
овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные
трудовые навыки в жизни;
- формирование положительного опыта и установки на активное использование
освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального
развития и помощи близким.
Значение предмета «Труд (технология)» в общей системе коррекционноразвивающей работы.
Общая система коррекционно-развивающей работы с обучающимися,
имеющими ЗПР требует согласованных усилий участников сопровождения,
обсуждения результатов на психолого-медико-педагогических консилиумах и
педагогических
советах.
Объектами
коррекционно-развивающей
и
психокоррекционной
работы
становятся
недостатки
познавательной
деятельности, отклонения в эмоционально-волевой сфере личности, трудности
межличностного взаимодействия, различные неспецифические дисфункции.
Соответственно, участники сопровождения рефлексируют коррекционноразвивающий потенциал каждого учебного предмета, и простраивают
мониторинг образовательных результатов в соответствии с ним.
Объем часов учебного предмета составляет
1 класс – 25 часов в год
1 дополнительный класс – 25 часов год
2 класс – 34 часа в год
3 класс – 34 часа в год
4 класс – 34 часа в год.
Аннотация
к рабочей программе учебного предмета «Физическая культура»
1 – 4 класс
Рабочая программа учебного предмета «Физическая культура» является частью
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.),
разработанной
в
соответствии
с
Федеральным
государственным
образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с
ОВЗ (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 г. № 1598) и на основе Примерной адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся
с ЗПР. «Физическая культура» является учебным предметом обязательной
предметной области «Физическая культура».
Физическая культура. 1 по 4 класс В соответствии перечисленными трудностями
и обозначенными в АООП НОО обучающихся с ЗПР особыми образовательными
потребностями определяются общие задачи учебного предмета:
- укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому и социальному
развитию;
- формирование двигательных навыков и умений, первоначальных умений
саморегуляции;
- формирование системы элементарных знаний о здоровом образе жизни и
установки на сохранение и укрепление здоровья;
- владение основными представлениями о собственном теле;
- развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости,
координации, гибкости);
- коррекция недостатков психофизического развития.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы.
Изучение учебного предмета «Физическая культура» вносит весомый вклад в
общую систему оздоровительной и коррекционно-развивающей работы,
направленной на удовлетворение специфических образовательных потребностей
обучающегося с ЗПР.
Объем часов учебного предмета составляет
1 класс – 99 часов в год
1 дополнительный класс – 99 часов в год
2 класс – 102 часа в год
3 класс – 102 часа в год
4 класс – 102 часа в год
Аннотация
к рабочей программе курса коррекционно-развивающей области
«Логопедические занятия»
1 – 4 классы
Рабочая программа
курса
коррекционно-развивающей
области
«Логопедические занятия» является обязательной для реализации. Она направлен
на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников,
получающих образование в соответствии с требованиями Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования
обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства образования и науки Российской
Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598) и на основе Примерной адаптированной
основной общеобразовательной программы начального общего образования
обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).
Общая цель логопедических занятий заключается в диагностике, коррекции и
развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической,
синтаксической), а также связной устной и письменной речи.
Курс «Логопедические занятия» представляет особую значимость для учащихся
с ЗПР, поскольку у данной группы детей наблюдается большая
распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи,
проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что
приводит к трудностям усвоения учебного материала. Речь таких детей
характеризуют, как смазанную, недостаточно отчетливую, что связано с малой
подвижностью
артикуляционного
аппарата,
частые
нарушения
звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, отсутствие
практических речевых обобщений, бедность и слабая дифференцированность
словаря, слабость регулирующей функции речи.
Значение предмета в общей системе коррекционно-развивающей работы. Курс
«Логопедические занятия» представляет очень большую ценность для
преодоления недостатков не только речевого, но и общего развития ребенка с
ЗПР. Его значимость определяется важностью речи для всех аспектов
жизнедеятельности школьника. Отставание при ЗПР касается всех сфер психики,
проявляется сниженной обучаемостью, что и требует создания специальных
условий для преодоления особых образовательных потребностей. Курс
способствует повышению качества освоения программ учебных предметов
«Русский язык», «Литературное чтение».
Объем часов на изучение коррекционного курса составляет
1 класс - 33 часов,
1 дополнительный класс - 33 часов,
2 класс - 34 часов
3 класс - 34 часов
4 класс - 34 часов.
Аннотация
к рабочей программе по коррекционному
курсу «Психокоррекционные занятия» 1 – 4 класс
(вариант 7.2)
Рабочая программа учебного курса "Развитие познавательных процессов для
обучающихся с ЗПР" (психокоррекционные занятия), является частью
адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.).
Структура рабочей программы включает: планируемые результаты освоения
учебного курса «Психокоррекционные занятия», содержание учебного курса,
тематическое планирование с указанием количества часов, отведенных на
освоение тем.
В результате прохождения учебного курса учащиеся повысят степень своей
социопсихологической адаптированности, преодолеют или снизят степень
проблем в психическом и личностном развитии, гармонизируют межличностные
отношения с окружающими.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы:
1 класс (1 дополнительный класс) - 66 часов
2 класс – 68 часов
3 класс – 68 часов
4 класс – 68 часов
Курс полезен для освоения всех предметных областей, поскольку недостатки со
стороны основных познавательных процессов, саморегуляции, адаптивности, а
также несформированность школьной мотивации и (или) мотивационные
искажения препятствуют успешному обучению даже в специально созданных
условиях.
Участие ребенка в психокоррекционных занятиях способствует уменьшению
эмоциональной напряженности, недостатков саморегуляции, повышает общий
уровень сформированности учебно-познавательной деятельности, что
благотворно влияет на мотивацию учения.
Аннотация к рабочей программе курса коррекционно-развивающей
области «Ритмика»
Рабочая программа курса внеурочной деятельности (далее Программа)
«Ритмика» является программой социальной направленности и разработана для
обучающихся 1-4 классов.
Программа разработана на основании следующих нормативно-правовых
документов:
1. Федерального закона РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации» с изменениями и дополнениями;
2. Федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования обучающихся с ОВЗ (Приказ Министерства образования и
науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598)
3. Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы
начального общего образования обучающихся с задержкой психического
развития (вариант 7.2).
Курс рассчитан на 34 часа
Целью коррекционного курса «Ритмика» является коррекция недостатков
психического и физического развития средствами музыкально ритмической
деятельности.
Коррекционный курс по ритмике направлен на реализацию следующих задач:
· развитие чувства ритма, связи движений с музыкой, двигательной активности,
координации движений, двигательных умений и навыков;
· формирование умения дифференцировать движения по степени мышечных
усилий;
· овладение специальными ритмическими упражнениями (ритмичная ходьба,
упражнения с движениями рук и туловища, с проговариванием стихов и т.д.),
упражнениями на связь движений с музыкой;
· развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического
развития;
· овладение подготовительными упражнениями к танцам, овладение элементами
танцев, танцами, способствующими развитию изящных движений, эстетического
вкуса;
· развитие выразительности движений и самовыражения;
· развитие мобильности.
·увеличить период двигательной активности в учебном процессе;
·развить потребность двигательной активности как основы здорового образа
жизни
Аннотация к рабочей программе коррекционного курса «Коррекционо –
развивающие занятия по русскому языку»
Программа коррекционно-развивающих индивидуальных занятий по русскому
языку для обучающихся с ЗПР поддерживает изучение основного курса русского
языка, и способствует лучшему усвоению базового курса предмета.
Индивидуальная работа
Прочные и осознанные умения и навыки правильного письма вырабатываются в
процессе постоянно осуществляемой системы тренировочных упражнений. И
такая систематическая работа в выработке прочных орфографических и
пунктуационных навыков достигается как на уроках, так и на индивидуально групповых занятиях.
Урок не может вместить все то, что интересует учащихся, и все то, что
необходимо для практического овладения русским языком. Благоприятные
условия для удовлетворения интересов учащихся и для привития речевых умений
и навыков создает многосторонняя индивидуальная работа. На внеклассных
занятиях учащиеся выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие
жизненно необходимые навыки -- учатся самостоятельно подбирать и
анализировать материал, пользоваться справочной литературой, общаться с
другими людьми.
В работе по освоению русского языка приобретает большую актуальность
принцип индивидуального подхода к учащимся, так как здесь несравненно
больше, чем на уроке, условий для развития индивидуальных задатков,
интересов, склонностей учащихся, да и сама индивидуальная работа, призванная
учитывать различные запросы школьника и стремиться к их удовлетворению,
требует внимания к дифференциации и индивидуализации обучения.
Именно благодаря индивидуальному подходу к каждому учащемуся занятия
могут превратиться в могучее средство развития умственных способностей
детей.
Как и на уроках, материал на индивидуальных занятиях должен раскрываться
перед учащимися в определенной системе. Важно следить, чтобы между
классными и дополнительными занятиями с точки зрения содержания материала
была определенная преемственность. Обычно большую пользу приносит
учащимся такая организация работы, когда классные занятия по характеру
изучаемого материала несколько опережают. При подобном подходе к делу
учителю удается лучше выполнить основные дидактические требования,
предписывающие вести учащихся от известного к неизвестному, от простого к
сложному, от легкого к трудному.
Организация индивидуальных и групповых занятий основывается на
определенных принципах.
Принцип связи теории с практикой предполагает формирование умения
школьников применять полученные знания в учебной и общественно полезной
деятельности
Принцип
сознательности
и
активности
предполагает
активную
заинтересованность школьников индивидуальными занятиями и творческую
удовлетворённость её результатами. Участники занятий могут оказаться и в роли
"поглотителей" информации, и в роли активно добывающих её.
Принцип научности требует не превращать эту работу по предмету в род забавы,
развлечения. Любой материал, если даже он подается в необычной, неожиданной
форме, должен соответствовать научным данным.
Принцип научной углубленности. Избранный для индивидуальных занятий
материал не может повторять в объеме и характере работы изученное на уроке,
он должен предстать перед учениками новыми гранями,
Принцип практической направленности. Однако теоретический аспект изучения
русского языка на индивидуальных занятиях не становится самодовлеющим и не
может заслонить практическую сторону. Важным и равноценным с другими
принципами внеурочной работы является принцип практической направленности
Таковы основные методические принципы организации индивидуальной работы
по русскому языку, соблюдение которых является обязательным условием,
определяющим успех педагогической деятельности.
Работа на индивидуальных занятиях должна вестись таким образом, чтобы
воспитать у учащихся стремление овладеть русским языком.
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционных
развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их
возрастных и индивидуальных особенностей. В специально организованной
предметно-развивающей среде стимулируются познавательные интересы детей,
закрепляются навыки, полученные на коррекционно-развивающих занятиях.
Объем часов по курсу составляет:
1 дополнительный класс, 1 класс – 16 часа в год
2 класс – 17 часа в год
3 класс- 17 часа в год
4 класс – 17 часа в год
Аннотация к рабочей программе коррекционного курса
«Коррекционо – развивающие занятия по математике»
Коррекционный курс «Индивидуальные коррекционные занятия по математике»
является основой для развития жизненных компетенций обучающегося с ЗПР. У
большинства учеников с ЗПР наблюдается выраженная дисгармония в
способностях усваивать разные циклы учебных дисциплин. При хороших (и даже
высоких) показателях усвоения одних предметов они могут испытывать
значительные затруднения при обучении другим учебным предметам. Это
связано и с направленностью личности ребенка, но чаще – со спецификой
познавательной деятельности. Коррекционно-развивающие занятия проводятся с
обучающимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и
обучении.
При подготовке и проведении коррекционно-развивающих занятий учитываются
индивидуальные особенности каждого обучающегося.
Изучение индивидуальных особенностей школьника основывается на
следующих показателях:
- психофизическое состояние и развитие ребенка;
- особенности и уровень развития познавательной сферы;
- особенности усвоения знаний, умений, навыков, предусмотренных программой.
Задачами коррекционного курса являются:
- предупреждение вторичных биологических и социальных отклонений в
развитии, затрудняющих образование и социализацию ребенка;
- исправление нарушений психофизического развития педагогическими
средствами;
- формирование у обучающихся средств компенсации дефицитарных
психомоторных функций, не поддающихся исправлению;
- формирование способов познавательной деятельности, позволяющих
обучающемуся осваивать общеобразовательные предметы.
Коррекционный курс «Индивидуальные коррекционные занятия по математике»
обеспечивает:
- выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР,
обусловленных недостатками в их психическом развитии;
- осуществление индивидуально ориентированной педагогической помощи
обучающимся по АООП НОО (вариант 7.2) с учетом их особенностей
психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с
рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- возможность освоения обучающимися с ЗПР адаптированной основной
общеобразовательной программы начального общего образования и их
интеграции в образовательной организации.
Коррекционный курс «Индивидуальные коррекционные занятия по математике»
включает:
- содержание и план реализации коррекционных занятий, обеспечивающих
удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР
и освоение ими адаптированной основной образовательной программы общего
образования;
- мониторинг динамики развития обучающихся, их успешности в освоении
адаптированной
основной
общеобразовательной
программы
общего
образования;
- планируемые результаты коррекционной работы.
Большое значение в образовательном процессе имеет личность ребенка, его
эмоциональное состояние, отношение к себе и окружающим. Дети с
выраженными двигательными расстройствами нуждаются в психологической
поддержке и коррекции.
Коррекционное образование предполагает исправление вторичных недостатков
восприятия, памяти, внимания, личности и т.п., обусловленных недостаточным
сенсорным опытом, сужением круга воспринимаемого и круга общения.
Функции, не подлежащие исправлению, могут быть компенсированы.
Коррекционное воздействие и стимуляция процессов компенсации
осуществляются в течение всего времени образования ребенка. Важно подобрать
такое оптимальное сочетание коррекции и компенсации, при котором
максимально раскрывается потенциал развития разных сторон психической
деятельности обучающегося. Развитие моторных навыков имеет важнейшее
значение в абилитации обучающихся с ЗПР, но, уделяя большое значение их
развитию, нужно учитывать необходимость реализации интеллектуального и
креативного потенциала.
Наряду с основными целями и задачами работы со школьниками с ЗПР, данная
программа ориентирована на реализацию принципа коррекционной
направленности, так как разнообразие патологических проявлений, характерных
для
клинико-педагогической
картины,
обуславливает
необходимость
дифференцированного и индивидуального подхода, позволяющего учитывать
характер психофизического развития каждого обучающегося класса. Это требует
от учителя создания таких условий для проведения коррекционных занятий,
которые предполагая достаточный уровень обобщения материала, одновременно
раскрывают его конкретное содержание, а также способы овладения им.
Учителю необходимо учитывать конкретность мышления детей с ЗПР. На
коррекционных занятиях необходимо применять разнообразный наглядный
материал, использовать чертежи, схемы, рисунки. Так же педагог должен
помнить о том, что у данных обучающихся нарушены пространственные
представления, они не всегда могут полноценно ориентироваться в пространстве,
что так же отражается на усвоении математического материала. Важное место в
обучении занимает формирование геометрических представлений. Введение
которых, должно происходить не с помощью определений, а в ходе выполнения
разнообразных практических упражнений, охватывающих различные виды
деятельности обучающихся.
Объем часов по курсу составляет:
1 дополнительный класс, 1 класс – 16 часа в год
2 класс – 17 часа в год
3 класс- 17 часа в год
4 класс – 17 часа в год
Аннотация к рабочей воспитания на уровне начального общего образования
Рабочая программа воспитания (далее – Программа) разработана на основании:
- Федерального закона РФ от 29.12.2012 No 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации».
- Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении
в действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования".
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья".
- Приказа Министерства просвещения РФ от 28 августа 2020 г. N 442 "Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным
программам
образовательным программам начального общего, основного общего и среднего
общего образования".
- Приказа Министерства просвещения РФ от 11 декабря 2020 г. N 712 «О
внесении
изменений
в
некоторые
федеральные
государственные
образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания
обучающихся».
- Примерной программы воспитания.
- Адаптированной основной общеобразовательной программы начального
общего образования обучающихся с задержкой психического развития МАОУ
СОШ №20 имени Полушкина П.А.
Общая цель воспитания в МАОУ СОШ №20 имени Полушкина П.А. –
личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
1) в усвоении ими знаний основных норм, которые общество выработало на
основе этих ценностей (то есть, в усвоении ими социально значимых знаний);
2) в развитии их позитивных отношений к этим общественным ценностям (то
есть в развитии их социально значимых отношений);
3) в приобретении ими соответствующего этим ценностям опыта поведения,
опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (то есть в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
В воспитании детей младшего школьного возраста (уровень начального общего
образования) целевым приоритетом является создание благоприятных условий
для усвоения школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм
и традиций того общества, в котором они живут.
Программа включает 4 раздела:
Особенности организуемого в гимназии воспитательного процесса
Цель и задачи воспитания
Виды, формы и содержание деятельности
Инвариантные модули: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы
внеурочной деятельности и программы дополнительного образования», «Работа
с родителями».