Приложение 31
к приказу от 30.08.2024 № 157
«О внесении изменений в
основные общеобразовательные
программы начального общего
образования, основного общего
образования, среднего общего
образования МАОУ СОШ №
20»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Начальная военная подготовка»
для обучающихся 10 классов
п. Баранчинский 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ И НАЗНАЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Российская Федерация занимает ведущее место среди государств, твёрдо и
последовательно отстаивающих свой политический, экономический, культурный и
духовно-нравственный суверенитет.
Этот процесс сопровождается возрастающим противодействием со стороны США и их
союзников, которые для сохранения своего глобального доминирования развернули
масштабную кампанию, направленную на разрушение Российского государства,
разложение гражданского общества и уничтожение культурно-исторической
самобытности российских народов, основанной на традиционных духовно-нравственных
ценностях.
Современные
вызовы
и
угрозы
диктуют
необходимость
укрепления
обороноспособности нашей Родины и повышения боеспособности её вооружённых
защитников. В этих условиях в системе военно-патриотического воспитания на первый
план выходят такие задачи, как формирование у подрастающего поколения возвышенного
чувства верности своему Отечеству, готовности к достойному служению обществу,
государству и подготовки старшеклассников к честному выполнению воинского долга.
Растёт общественный запрос на качественное совершенствование системы военнопатриотического воспитания, наполнение её конкретным содержанием, обучение
допризывной молодёжи знаниям, умениям и навыкам, отвечающим актуальным
потребностям и уровню развития современной Российской армии и соответствующим
решаемым ею сегодня задачам.
Также имеется необходимость приведения существующей системы обучения граждан
начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в
соответствие с требованиями новой редакции Федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования.
Расширить знания обучающихся об обороне государства, составе и структуре
Вооружённых Сил Российской Федерации, овладеть начальными элементами
тактической, инженерной и технической подготовки, приобрести практические навыки
обращения с оружием, оказания первой помощи на поле боя, действий в условиях
радиационного, химического и биологического заражения местности, получить
физическую и психологическую закалку позволит проведение учебных сборов по
программе внеурочной деятельности «Начальная военная подготовка» (далее —
программа).
Учебные сборы по основам военной службы организуются в соответствии с
Федеральным законом от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной
службе», постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. №
1441 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации к
военной службе», Концепцией федеральной системы подготовки граждан Российской
Федерации к военной службе на период до 2030 года, утверждённой распоряжением
Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2010 г. № 134-р, Приказом
Министерства обороны Российской Федерации и Министерства образования и науки
Российской Федерации от 24 февраля 2010 г. № 96/134 «Об утверждении инструкции об
организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области
обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях
среднего
(полного)
общего
образования,
образовательных
учреждениях
профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах».
В программе конкретизируется содержание тем и приводится последовательность их
изучения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного
процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Программа предусматривает изучение военного дела в объёме одиночной подготовки
военнослужащего мотострелковых войск, что позволяет в короткие сроки овладеть
знаниями и навыками, необходимыми для скорейшей адаптации при призыве на военную
службу и при поступлении в высшие учебные заведения Минобороны России,
Россгвардии, МВД России, МЧС России, ФСБ России.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА»
Цель — расширение и практическое закрепление знаний, умений и навыков военного
дела, полученных при освоении раздела «Основы военной службы» Примерной рабочей
программы среднего общего образования «Основы безопасности жизнедеятельности».
На достижение этой цели направлены следующие задачи:
Образовательные:
1. Создать условия для приобретения обучающимися новых знаний, умений, навыков и
компетенций в области обороны и основ безопасности жизнедеятельности.
2. Углубить и обеспечить практическое закрепление теоретических знаний, полученных
на занятиях по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных
организациях, приобретение практических навыков, необходимых юношам для быстрой
адаптации к военной службе, знакомство с вооружением и военной техникой, основными
видами боевых действий и действиями военнослужащих в различных условиях,
выполнение практических стрельб.
3. Расширить знания об истории, назначении и структуре Вооружённых Сил Российской
Федерации, дать участникам сборов необходимые знания о повседневной жизни и быте
военнослужащих и практические навыки в этом направлении, сформировать понимание
роли дисциплины и воинских уставов в жизни Вооружённых Сил Российской Федерации.
4. Обеспечить изучение основных положений законодательства Российской Федерации
в области обороны государства: о воинской обязанности и воинском учёте, обязательной и
добровольной подготовке к военной службе, прохождении военной службы по призыву и
в добровольном порядке (по контракту), пребывании в запасе, правах, обязанностях и
ответственности военнослужащих и граждан, находящихся в запасе.
5. Создать условия для изучения основ безопасности военной службы, конструкции и
правил обращения с боевым ручным стрелковым оружием, основ тактической, строевой,
инженерной подготовки, основ оказания первой помощи, вопросов радиационной,
химической и биологической защиты войск и основ связи.
Воспитательные:
1. Содействовать формированию морально-политических и психологических качеств
гражданина, необходимых для прохождения военной службы.
2. Обеспечить воспитание у обучающихся патриотизма, глубокого уважения к
государственным символам Российской Федерации, историческому и культурному
прошлому России, гордости за свою страну, Вооружённые Силы и их боевые традиции,
готовности к службе в их рядах и защите своей Родины.
3. Способствовать профессиональной ориентации, укреплению нравственных
ориентиров и формированию положительной мотивации к профессии защитника Родины.
Развивающие:
1. Способствовать формированию у обучающихся социальной активности.
2. Содействовать формированию знаний о правилах поведения военнослужащих,
воинской вежливости, основах воинского этикета и выполнения воинских ритуалов.
3. Способствовать военно-профессиональной ориентации на овладение военноучётными специальностями и выбору профессии офицера.
4. Создать условия для формирования у обучающихся потребности в здоровом образе
жизни и желания быть полезным своей Родине.
5. Создать условия для самореализации личности путём включения в разнообразные
виды деятельности.
6. Способствовать формированию и развитию навыков общения и взаимодействия в
совместной коллективной деятельности.
МЕСТО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа ориентирована на обучающихся 10 классов общеобразовательных
организаций.
Программа рассчитана на 35 часов, в рамках которых предусмотрены такие формы
работы, как теоретические, практические и комплексные занятия, беседы и встречи с
военнослужащими и ветеранами, показные занятия, экскурсии в воинские части (на
корабли), военно-тактические и военно-спортивные игры.
Учебный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом, распорядком дня и
предполагает
геймификацию
(объединение
всех
элементов
образовательновоспитательного процесса в единый игровой сценарий). Занятия проводятся в практикоориентированном формате. По итогам обучения целесообразно проведение комплексного
занятия,
предусматривающего
демонстрацию
обучающимися
компетенций,
сформированных в ходе освоения учебной программы.
ПОДХОДЫ К РАБОТЕ С ПРОГРАММОЙ
Поставленные задачи достигаются через комплексный подход, объединяющий
содержательные блоки: базовый и тематический.
Базовый блок предусматривает решение традиционных задач приобретения
обучающимися знаний, умений и навыков, необходимых для личностной и
профессиональной самореализации старшеклассника в рамках освоения учебной
программы.
Учебный план программы сборов выполняется через основные занятия по девяти
учебным модулям: тактическая подготовка, огневая подготовка, основы технической
подготовки и связи, инженерная подготовка, радиационная, химическая и биологическая
защита, первая помощь (тактическая медицина), общевоинские уставы, строевая
подготовка, основы безопасности военной службы.
Тематический блок (вариативный компонент образовательной программы
«Патриотическое воспитание и профессиональная ориентация») реализуется в форме
комплекса мероприятий патриотического воспитания, спортивно-массовой и культурнодосуговой работы, а также профессиональной ориентации.
В целях обеспечения соблюдения требований безопасности обучающимися
предусмотрен комплекс мероприятий, включающий в себя инструктаж в ходе вводного
занятия (в день заезда), ознакомление с требованиями безопасности перед каждым
занятием. Кроме того, запланировано изучение вопросов безопасного обращения с
оружием.
Программа может быть реализована в течение одного учебного года в форме проведения
5-дневных учебных сборов на базе учебно-методических центров военно-патриотического
воспитания молодёжи «Авангард», соединений и воинских частей Вооружённых Сил
Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. В местах, где
соединения и воинские части отсутствуют, учебные сборы организуются при
образовательных организациях.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «НАЧАЛЬНАЯ ВОЕННАЯ ПОДГОТОВКА»
Занятия в рамках курса направлены на выполнение требований, устанавливаемых ФГОС к
результатам
освоения
основной
образовательной
программы
(личностным,
метапредметным и предметным), которые должны демонстрировать выпускники по
завершении обучения.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты достигаются в единстве учебной и воспитательной
деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и
духовно-нравственными ценностями, принятыми в российском обществе правилами и
нормами поведения.
Личностные результаты, формируемые в ходе изучения курса «Начальная военная
подготовка», должны способствовать процессам самопознания, самовоспитания и
саморазвития, развития внутренней позиции личности, патриотизма, гражданственности и
проявляться прежде всего в уважении к памяти защитников Отечества и подвигам Героев
Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, гордости за
российские достижения, бережном отношении к культурному наследию и традициям
многонационального народа Российской Федерации, готовности к осознанному
исполнению воинского долга и вооружённой защите Отечества.
Гражданское воспитание:
- сформированность осознанного отношения к необходимости защиты О течества,
соблюдению законодательства Российской Федерации в области обороны государства,
воинской обязанности и военной службы;
- осознание своих конституционных прав, обязанностей и ответственности по защите
Отечества;
- готовность противостоять идеологии экстремизма и терроризма, национализма и
ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным
признакам;
- готовность к взаимодействию с обществом и государством в интересах обеспечения
военной безопасности государства;
- готовность к участию в деятельности государственных, социальных организаций и
институтов гражданского общества в области обеспечения безопасности государства.
Патриотическое воспитание:
- сформированность российской гражданской идентичности, уважения к своему народу,
памяти защитников Родины и боевым подвигам Героев Отечества, гордости за свою
Родину и Вооружённые Силы Российской Федерации, прошлое и настоящее российской
армии и флота;
- ценностное отношение к государственным и военным символам, историческому
наследию, дням воинской славы, боевым традициям Вооружённых Сил Российской
Федерации, достижениям России в области обороны;
- сформированность чувства ответственности перед Родиной, идейная убеждённость и
готовность к служению и защите Отечества, ответственность за его судьбу.
Духовно-нравственное воспитание:
- осознание духовных ценностей российского народа и российского воинства;
- сформированность представления о принципах гуманизма, правилах и методах ведения
войны, соблюдения прав участников вооружённых конфликтов, осознанное отношение к
соблюдению норм международного гуманитарного права;
- сформированность ценности безопасного поведения, осознанного и ответственного
отношения к безопасности общества и государства;
- ответственное отношение к своим родителям, старшему поколению, семье, культуре и
традициям народов России, принятие идей волонтёрства и добровольчества.
Эстетическое воспитание:
- эстетическое отношение к миру в сочетании с военной культурой;
- понимание и принятие эстетики военной формы, воинских ритуалов и боевых традиций.
Физическое воспитание:
- осознание ценности жизни, сформированность ответственного отношения к своему
здоровью и здоровью окружающих;
- знание приёмов оказания первой помощи и тактической медицины, готовность
применять их в случае необходимости;
- потребность в физическом совершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью;
- интерес к военно-прикладным видам спорта;
- осознание последствий и активное неприятие вредных привычек и иных форм
причинения вреда физическому и психическому здоровью.
Трудовое воспитание:
- готовность к труду, осознание значимости трудовой деятельности для развития
личности, общества и государства, обеспечения национальной безопасности;
- готовность к осознанному и ответственному соблюдению требований безопасности в
процессе военной службы;
- интерес к различным сферам профессиональной деятельности, включая военнопрофессиональную деятельность;
- готовность и способность к образованию и самообразованию на протяжении всей жизни.
Экологическое воспитание:
- сформированность экологической культуры, понимание влияния социальноэкономических процессов на состояние природной среды, осознание глобального
характера экологических проблем, их роли в обеспечении безопасности общества и
государства;
- планирование и осуществление действий в окружающей среде на основе соблюдения
экологической грамотности и разумного природопользования в процессе военной службы;
- активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; умение
прогнозировать неблагоприятные экологические последствия предпринимаемых действий
и предотвращать их;
- расширение представлений о деятельности экологической направленности.
Ценности научного познания:
- сформированность мировоззрения, соответствующего текущему уровню развития
военной науки, современных представлений о воинской деятельности;
- понимание научно-практических основ военной службы, осознание значения военнопрофессиональной деятельности в жизни общества и государства;
- способность применять научные знания в процессе выполнения обязанностей военной
службы, в том числе способность обоснованно и безопасно действовать в условиях
ведения боевых действий.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты, формируемые в ходе реализации курса внеурочной
деятельности «Начальная военная подготовка», должны отражать овладение
универсальными учебными действиями.
Овладение универсальными познавательными действиями
Базовые логические действия:
- самостоятельно определять актуальные проблемные вопросы обеспечения военной
безопасности государства, обосновывать их приоритет и всесторонне анализировать;
- устанавливать существенный признак или основания для обобщения, сравнения и
классификации событий и явлений в военной сфере, выявлять их закономерности и
противоречия;
- определять цели действий применительно к заданной (смоделированной) ситуации,
выбирать способы их достижения с учётом самостоятельно выделенных критериев в
парадигме военной службы, оценивать риски возможных последствий собственных
действий;
- моделировать объекты (события, явления), связанные с военной службой, анализировать
их различные состояния для решения практических задач, переносить приобретённые
знания в повседневную жизнь;
- планировать и осуществлять учебные действия в условиях дефицита информации,
необходимой для решения стоящей задачи; развивать творческое мышление при решении
ситуационных задач.
Базовые исследовательские действия:
- владеть научной терминологией, ключевыми понятиями и методами в военнопрофессиональной сфере;
- владеть видами деятельности по приобретению нового знания, его преобразованию и
применению для решения различных учебных задач;
- анализировать содержание учебных вопросов и заданий и выдвигать новые идеи,
самостоятельно выбирать оптимальный способ решения задач с учётом установленных
(обоснованных) критериев;
- раскрывать проблемные вопросы, отражающие несоответствие между реальным
(заданным) и наиболее благоприятным состоянием объекта (явления) в повседневной
жизни;
- критически оценивать полученные в ходе решения учебных задач результаты,
обосновывать предложения по их корректировке в новых условиях;
- характеризовать приобретённые знания и навыки, оценивать возможность их реализации
в реальных ситуациях;
- осуществлять целенаправленный поиск переноса средств и способов действия в
профессиональную среду;
- уметь переносить знания в познавательную и практическую области жизнедеятельности;
- уметь интегрировать знания из разных предметных областей; выдвигать новые идеи,
предлагать оригинальные подходы и решения учебных за-дач, связанных с военной
службой, переносить приобретённые знания и навыки в повседневную жизнь.
Работа с информацией:
- владеть навыками самостоятельного поиска, сбора, обобщения и анализа различных
видов информации из источников разных типов при обеспечении условий
информационной безопасности;
- создавать информационные блоки в различных форматах с учётом характера решаемой
учебной задачи; самостоятельно выбирать оптимальную форму их представления;
- оценивать достоверность, легитимность информации, её соответствие правовым и
морально-этическим нормам;
- владеть навыками по предотвращению рисков, профилактике угроз и защите от
опасностей цифровой среды;
- использовать средства информационных и коммуникационных технологий в учебном
процессе с соблюдением требований эргономики, техники безопасности и гигиены.
Овладение универсальными коммуникативными действиями
Общение:
- соблюдать правила воинской вежливости и субординации, понимать значение
социальных ролей «начальник» — «подчинённый»;
- распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков,
распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты;
- владеть различными способами общения и взаимодействия; аргументированно вести
диалог, уметь смягчать конфликтные ситуации;
- развёрнуто и логично излагать свою точку зрения с использованием языковых средств.
Совместная деятельность:
- понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы; выбирать
тематику и методы совместных действий с учётом общих интересов, и возможностей
каждого члена коллектива;
- принимать цели совместной деятельности, организовывать и координировать действия
по её достижению: составлять план действий, распределять роли с учётом мнений
участников, обсуждать результаты совместной работы;
- оценивать качество своего вклада и каждого участника команды в общий результат по
разработанным критериям;
- осуществлять позитивное стратегическое поведение в различных ситуациях, проявлять
творчество и воображение, быть инициативным.
Овладение универсальными регулятивными действиями
Самоорганизация:
- самостоятельно осуществлять познавательную деятельность, выявлять проблемы,
ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и
жизненных ситуациях;
- самостоятельно составлять план решения проблемы с учётом имеющихся ресурсов,
собственных возможностей и предпочтений, давать оценку новым ситуациям;
- оценивать приобретённый опыт;
- способствовать формированию и проявлению широкой эрудиции в разных областях
знаний, постоянно повышать свой образовательный и культурный уровень.
Самоконтроль:
- давать оценку новым ситуациям, вносить коррективы в деятельность, оценивать
соответствие результатов целям;
- владеть навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований;
- использовать приёмы рефлексии для оценки ситуации, выбора верного решения;
- уметь оценивать риски и своевременно принимать решения по их снижению.
Эмоциональный интеллект, предполагающий сформированность:
- самосознания, включающего способность понимать своё эмоциональное состояние,
видеть направления развития собственной эмоциональной сферы, быть уверенным в себе;
- саморегулирования, включающего самоконтроль, умение принимать ответственность за
своё поведение, способность адаптироваться к эмоциональным изменениям и проявлять
гибкость, быть открытым новому;
- внутренней мотивации, включающей стремление к достижению цели и успеху,
оптимизм, инициативность, умение действовать, исходя из своих возможностей;
- эмпатии, включающей способность понимать эмоциональное состояние других,
учитывать его при осуществлении коммуникации, способность к сочувствию и
сопереживанию;
- социальных навыков, включающих способность выстраивать отношения с другими
людьми, заботиться, проявлять интерес и разрешать конфликты.
Принятие себя и других людей:
- принимать себя, понимая свои недостатки и достоинства; принимать мотивы и
аргументы других людей при анализе результатов деятельности;
- признавать своё право и право других людей на ошибки; развивать способность
понимать мир с позиции другого человека.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения Программы представлены с учётом специфики
содержания вопросов, затрагиваемых в ходе проведения учебных сборов.
В период проведения учебных сборов, обучающиеся получают ряд новых знаний,
навыков и умений, дополняющих содержание школьной программы, которые должны
мотивировать их к получению военно-учётной специальности, способствовать быстрой
адаптации к службе в Вооружённых Силах и помогать в выборе будущей
профессиональной деятельности.
Обучающиеся должны знать:
- героическую историю Российского государства, Государственные символы Российской
Федерации;
- историю создания Вооружённых Сил Российской Федерации, их основные традиции;
- структуру и задачи, решаемые Вооружёнными Силами Российской Федерации;
- назначение и устройство основных видов стрелкового оружия, состоящего на
вооружении Сухопутных войск;
- порядок и правила стрельбы из стрелкового оружия;
- основы оказания первой помощи на поле боя;
- боевые и технические характеристики основных образцов военной техники;
- основы тактической, инженерной, разведывательной, технической подготовки и связи;
- приёмы и правила выполнения действий солдата в бою;
- основные положения общевоинских уставов, права и обязанности военнослужащих;
- нормы и правила повседневной жизни и быта военнослужащих.
Обучающиеся должны иметь представление:
- о возможностях человеческого организма;
- о боевых и технических характеристиках боевой техники;
- об основах общевойскового боя;
- об организации и тактике действий подразделений мотострелковых войск;
- о порядке инженерного оборудования позиции отделения;
- об особенностях применения БПЛА на поле боя.
Обучающиеся должны уметь:
- вести огонь из стрелкового оружия;
- выполнять строевые приёмы;
- правильно ориентироваться на местности;
- действовать на поле боя;
- оборудовать окоп для стрельбы лёжа;
- оказать первую помощь;
- пользоваться средствами радиосвязи, вести радиообмен;
- демонстрировать физическую подготовку и военную выправку.
Достижение указанных предметных результатов обеспечивается
раскрытием для каждого модуля курса.
их
детальным
Модуль № 1 «Тактическая подготовка»:
- классифицировать основные виды тактических действий подразделений;
- иметь представление об организационной структуре отделения и задачах личного
состава в бою;
- характеризовать отличительные признаки подразделений иностранных армий;
- выработать алгоритм действий в бою;
- знать и объяснять боевой порядок отделения в обороне и наступлении;
- владеть способами действий солдата в обороне, наступлении, при ведении наблюдения,
действовать по сигналам оповещения и управления;
- действовать и принимать обоснованное решение при внезапном нападении противника,
решать ситуационные задачи;
- выполнять тактические перемещения в составе групп, занимать позиции, преодолевать
заграждения;
- актуализировать информацию о военной топографии и ориентированию на местности;
- знать и практически применять способы ориентирования на местности, владеть
приёмами выживания;
- классифицировать приборы наблюдения;
- владеть способами действия разведчика при наблюдении за противником;
- обоснованно действовать при получении оружия и военного имущества;
- решать ситуационные задачи;
- выполнять практические действия при совершении марша, внезапном нападении
противника,
- преодолении заражённого участка местности.
Модуль № 2 «Огневая подготовка»:
- иметь представление о вооружении отделения и тактико-технических характеристиках
стрелкового оружия;
- классифицировать виды стрелкового оружия и ручных гранат;
- иметь представление о перспективах развития стрелкового оружия;
- знать назначение и устройство частей и механизмов автомата, патронов и
принадлежностей, общее устройство ручных гранат;
- уверенно и безопасно обращаться с оружием;
- выполнять практические действия по неполной разборке и сборке автомата
Калашникова;
- знать порядок подготовки к бою ручных гранат;
- знать и соблюдать меры безопасности при проведении занятий по боевой подготовке и
обращении с оружием;
- самостоятельно оценивать риски нарушения правил и мер безопасности;
- владеть навыками прицеливания и производства выстрела;
- выполнять практические действия по изготовке к стрельбе из различных положений;
- знать условия выполнения упражнений начальных стрельб и метания ручных гранат;
- выполнять нормативы по снаряжению магазина боеприпасами и изготовке для стрельбы
из положения лёжа;
- выполнять упражнения начальных стрельб и метания учебно-имитационных ручных
гранат.
Модуль № 3 «Основы технической подготовки и связи»:
- иметь представления об основных образцах вооружения и военной техники,
классифицировать виды боевых машин;
- знать основные тактико-технические характеристики боевых машин;
- иметь представление о способах боевого применения беспилотных летательных
аппаратов (БПЛА) и ведения разведки местности с помощью БПЛА;
- знать алгоритм противодействия БПЛА противника;
- выполнять практические действия по управлению БПЛА;
- иметь представление о видах, предназначении, тактико-технических характеристиках
средств связи;
- классифицировать средства связи отделения;
- иметь представление об устройстве радиостанций и подготовке их к работе;
- знать порядок перехода на запасные и резервные частоты радиостанций;
знать основные требования к ведению радиопереговоров;
- иметь представление о способах обмана противника при ведении радиопереговоров;
- выполнять практические действия по подготовке радиостанции к применению и ведению
радиопереговоров.
Модуль № 4 «Инженерная подготовка»:
- иметь представление о порядке и сроках инженерного оборудования позиции отделения
и окопа для стрелка;
- знать назначение и порядок применения шанцевого инструмента;
- иметь представление о способах маскировки окопа для стрельбы лёжа;
- выполнять практические действия по оборудованию окопа для стрельбы лёжа;
- классифицировать типы мин;
- знать общее устройство и принцип действия противотанковых и противопехотных мин;
- иметь представление о типах мин и порядке их установки;
- выполнять практические действия по подготовке и установлению противотанковых и
противопехотных мин;
- знать демаскирующие признаки установки мин;
- иметь представление о порядке обнаружения и обезвреживания взрывоопасных
предметов;
- выполнять практические действия по обнаружению мин с использованием
миноискателя, щупа, кошки.
Модуль № 5 «Радиационная, химическая и биологическая защита»:
- иметь представление о об оружии массового поражения;
- классифицировать виды ядерных взрывов;
- знать о поражающих свойствах ядерного взрыва, зажигательного оружия, признаках
применения отравляющих веществ и биологического оружия;
- уверенно действовать при применении противником оружия массового поражения;
- знать назначение и общее устройство средств индивидуальной защиты;
- обладать навыком использования средств индивидуальной и коллективной защиты от
оружия массового поражения;
- знать порядок оказания первой помощи при поражении ядерным, химическим и
бактериологическим (биологическим) оружием;
- знать правила поведения на заражённой местности;
- выполнять нормативы по радиационной, химической и биологической защите;
- уметь пользоваться войсковыми средствами радиационного и химического контроля;
- знать порядок подготовки к работе измерителей доз и войскового прибора химической
разведки;
- выполнять практические действия по измерению уровня радиационного фона.
Модуль № 6 «Первая помощь (Тактическая медицина)»:
- иметь представление о алгоритме оказания первой помощи;
- знать состав и назначение средств оказания первой помощи;
- классифицировать типы ранений;
- знать порядок и условия остановки различных видов кровотечений, иммобилизации
конечностей, действий при отсутствии признаков жизни, нарушении проходимости
дыхательных путей, общем переохлаждении и отморожении, перегревании и ожогах;
- выполнять практические действия по оказанию первой помощи (проведение сердечнолёгочной реанимации, восстановление проходимости дыхательных путей, остановка
кровотечения, наложение повязок, иммобилизация, психологическая поддержка);
- иметь представление о зонах эвакуации (красная, жёлтая, зелёная);
- знать об объёмах оказания первой помощи в зонах эвакуации;
- иметь представление о порядке использования штатных и подручных средств эвакуации;
- выполнять практические действия по эвакуации раненых с поля боя.
Модуль № 7 «Общевоинские уставы»:
- знать права и обязанности военнослужащих;
- иметь представление о принципах единоначалия;
- уверенно определять знаки различия и воинские звания военнослужащих;
- оценивать риски нарушения воинской дисциплины, самостоятельно вырабатывать
модель поведения в воинском коллективе;
- знать смысл понятия «внутренний порядок», роль лиц суточного наряда в его
поддержании;
- иметь представление об обязанностях лиц суточного наряда по роте;
- обладать навыками, необходимыми для освоения обязанностей дневального по роте;
- классифицировать виды караулов и их предназначение;
- знать смысл понятия «неприкосновенность часового»;
- понимать обязанности часового и особенности применения оружия;
- оценивать риски нарушения порядка несения караульной службы, быть готовым к
несению караульной службы.
Модуль № 8 «Строевая подготовка»:
- иметь представление об основных положениях строевого устава;
- знать и практически выполнять строевые приёмы на месте;
- понимать алгоритм выполнения строевых приёмов в движении;
- знать и практически выполнять строевые приёмы в движении без оружия;
- понимать алгоритм выполнения строевых приёмов с оружием;
- знать и практически выполнять строевые приёмы с оружием на месте;
- знать и практически выполнять основные строевые приёмы в составе подразделения в
движении.
Модуль № 9 «Основы безопасности военной службы»:
- классифицировать опасные факторы военной службы, виды нарушений правил и мер
безопасности;
- знать и соблюдать меры безопасности при проведении занятий по боевой подготовке и
обращении с оружием;
- оценивать риски нарушения правил и мер безопасности, обладать навыками
минимизации рисков.
Задачами обучения учащихся в области начальной военной подготовки являются:
формирование
морально-психологических
и
физических
качеств
гражданина, необходимых для прохождения военной службы и обучения в
военных учебных заведениях;
воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному
прошлому России и Вооруженных Сил;
практико-ориентированное изучение основ военной службы, огневой,
тактической, топографической, строевой и медицинской подготовки;
Учебная программа рассчитана на 1 год (35 часов – 10 класс) и имеет модульную
структуру:
модуль «Основы обороны государства» - 6 часов;
модуль «Основы допризывной подготовки» - 18 часов;
модуль «Оказание первой медицинской помощи» - 10 часов;
интегрированный зачет –1 час.
Преподавание курса «Основы начальной военной подготовки» осуществляется
педагогом дополнительного образования. Изучение курса «Основы начальной военной
подготовки» заканчивается итоговой аттестации в форме дифференцированного зачет
Учебно-тематический план
(10 класс)
№
п/п
Наименование раздела, темы
1.
1.1.
1.2.
Модуль «Основы обороны государства»
Вооруженные Силы Российской Федерации.
Общевойсковые
уставы
Вооруженных
Сил
Российской Федерации.
Модуль «Основы допризывной подготовки»
Строевая подготовка.
Тактическая подготовка.
Топографическая подготовка.
РХБЗ
Огневая подготовка.
Модуль «Оказание первой помощи»
Основы оказания первой помощи пострадавшим на
поле боя.
Первая помощь при ранениях кровотечения,
переломы.
Первая помощь при контузии.
Первая помощь эшелонирование и транспортировка.
Дифференцированный зачет
Всего:
2.
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
4.
Количество
часов
Теория
Практика
6
2
4
2
2
22
6
4
2
4
6
4
1
-
1
-
1
1
1
35
Содержание программы
1. Основы обороны государства.
1.1. Вооруженные Силы Российской Федерации.
История создания Вооруженных Сил Российской Федерации. Виды Вооруженных
Сил, рода войск. Их история и предназначение. Функции и основные задачи современных
Вооруженных Сил России. Руководство и управление Вооруженными Силами.
1.2. Общевойсковые уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Предназначение и основные положения строевого устава и устава гарнизонной и
караульной служб.
2. Основы допризывной подготовки.
2.1. Строевая подготовка.
Основные термины и понятия строевой подготовки. Отработка строевых приемов и
движений без оружия. Отработка приемов выхода и возвращения в строй. Основные
перестроения в строю.
2.2. Тактическая подготовка.
Понятие о тактической подготовке. Действия и обязанности солдата в бою.
Передвижение и выбор места для стрельбы. Преодоление препятствий, инженерных
заграждений и зараженных участков. Отработка выполнения команд и основных
действий, выполняемых солдатом в бою.
2.3. Топографическая подготовка.
Топографические карты. Особенности и способы работы с топографической
картой. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта; движение по
азимутам. Ориентирование на местности по топографической карте. Современные
средства ориентирования на местности.
2.4. Огневая подготовка.
Тактико-технические характеристики автомата Калашникова (АК). Основные части
и механизмы, и порядок неполной разборки и сборки автомата Калашникова. Отработка
неполной разборки автомата Калашникова. Сборка оружия после неполной разборки
автомата Калашникова.
3. Оказание первой помощи.
3.1. Основы оказания первой помощи на поле боя.
Значение и правила оказания первой помощи пострадавшим. Первая помощь в
зависимости от возраста пострадавшего. Понятие об асептике и антисептике. Понятие о
повязке и перевязке. Виды повязок и правила их наложения. Виды кровотечений и их
характеристика.
3.2. Первая помощь при ранениях кровотечениях, переломах.
Виды повязок и правила их наложения. Перевязочный материал и правила его
использования. Отработка наложения стерильных повязок на голову, грудь, живот,
верхние и нижние конечности. Капиллярные, венозные и артериальные кровотечения.
Отработка наложения кровоостанавливающего жгута(турникета) или закрутки давящей
повязки, тамнонирование при венозных и артериальных кровотечениях.
Первая я помощь при вывихах, растяжениях и переломах (открытых и закрытых).
Отработка способов и приемов иммобилизации и переноски пострадавших.
3.3. Первая помощь при контузии.
Примерные вопросы
для итоговой аттестации
1. История создания Вооруженных Сил Российской Федерации, ее связь с
историей и становлением Российского государства.
2. Дисциплинарная
ответственность
командира
за
правонарушения
совершенные подчиненными.
3. Виды поощрений и дисциплинарных взысканий, применяемых к
военнослужащим.
4. Обязанности военнослужащих перед построением и в строю.
5. Действия личного состава по команде «К бою».
6. Применение оружия военнослужащими для защиты жизни, здоровья и
собственности в состоянии необходимой обороны или крайней
необходимости.
7. Организационная структура Вооруженных сил. Виды Вооруженных Сил,
рода войск.
8. Понятие о военной доктрине России. Основные принципы военной
безопасности России.
9. Основные термины и понятия строевой подготовки.
10. Значение и правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим.
Первая помощь в зависимости от возраста пострадавшего.
11. Первая медицинская помощь при травмах. Способы иммобилизации и
транспортировки пострадавшего.
12. Первая медицинская помощь при ранениях. Понятие об асептике и
антисептике. Понятие о повязке и перевязке. Виды повязок.
13. Виды кровотечений и их характеристика. Способы остановки кровотечений.
14. Топографические карты. Особенности и способы работы с топографической
картой. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта;
движение по азимутам.
15. Ориентирование на местности по топографической карте. Современные
средства ориентирования на местности.
16. Порядок и способы оказание первой медицинской помощи в случае ранения
мягких тканей головы.
17. Порядок проведения искусственной вентиляции легких и непрямого
массажа сердца.
18. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при ранении в
живот.
19. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при
отморожении.
20. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при тепловом и
солнечном ударе.
21. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при вывихах и
растяжениях.
22. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при переломах.
23. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при капиллярных
и венозных кровотечениях.
24. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при
артериальных кровотечениях.
25. Порядок оказания экстренной медицинской помощи при авариях на
химических производствах или использовании оружия массового
поражения.
26. Порядок и способы оказания первой медицинской помощи при ожогах.
27. Назначение, устройство и правила использования основных средств
индивидуальной защиты человека (противогаз, респиратор, ватно-марлевая
повязка, аптечка индивидуальная и др.)
28. Характеристика основных средств коллективной защиты населения.
Устройство и оборудование убежища и противорадиационного укрытия
(ПРУ).