Приложение 26
к приказу от 30.08.2024 № 157 «О
внесении изменений в основные
общеобразовательные программы
начального общего образования,
основного общего образования,
среднего общего образования
МАОУ СОШ № 20»
Рабочая программа
учебного предмета «Черчение»
для обучающихся 10-11 классов
п. Баранчинский 2024
Пояснительная записка
Настоящая программа по черчению для 10-11 классов создана на основе:
федерального компонента государственного стандарта (2004 г.);
программы
общеобразовательных
учреждений
«Черчение»,
авторы:
А.Д.
Ботвинников, И.С. Вышнепольский, В.А. Гервер, М.М. Селиверстов, М. Просвещение. 2004;
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию
обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с
целями изучения черчения, которые определены стандартом.
Приоритетной целью школьного курса черчения является общая система развития
мышления, пространственных представлений и графической грамотности учащихся.
Школьный курс черчения помогает школьникам овладеть одним из средств познания
окружающего мира; имеет большое значение для общего и политехнического образования
учащихся; приобщает школьников к элементам инженерно-технических знаний в области техники
и технологии современного производства; содействует развитию технического мышления,
познавательных способностей учащихся. Занятия черчением оказывают большое влияние на
воспитание у школьников самостоятельности и наблюдательности, аккуратности и точности в
работе, являющихся важнейшими элементами общей культуры труда; благоприятно воздействуют
на формирование эстетического вкуса учащихся, что способствует разрешению задач их
эстетического воспитания.
Основная задача курса черчения – формирование учащихся технического мышления,
пространственных представлений, а также способностей к познанию техники с помощью
графических изображений. Задачу развития познавательного интереса следует рассматривать в
черчении как стимул активизации деятельности
школьника, как эффективный инструмент, позволяющий учителю сделать процесс обучения
интересным, привлекательным, выделяя в нѐм те аспекты, которые смогут привлечь к себе
внимание ученика.
В число задач политехнической подготовки входят ознакомление учащихся с основами
производства, развитие конструкторских способностей, изучение роли чертежа в современном
производстве, установление логической связи черчения с другими предметами политехнического
цикла, выражающейся, в частности, в повышении требовательности к качеству графических работ
школьников на уроках математики, физики, химии, труда. В результате этого будет
совершенствоваться общая графическая грамотность учащихся. В задачу обучения черчению
входит также подготовка школьников к самостоятельной работе со справочной и специальной
литературой для решения возникающих проблем.
Черчение как учебный предмет во многом специфичен и значительно отличается от других
школьных дисциплин. По этой причине совокупность методов обучения черчению отличается от
методов обучения других предметов. Однако отдельные методы обучения, применяемые в
черчении, не являются особыми методами. Они представляют собой видоизменение общих
методов обучения.
В изучении курса черчения используются следующие методы:
Рассказ, объяснение, беседа, лекции, наблюдение, моделирование и конструирование,
выполнение графических работ, работа с учебником и справочным материалом
Цели и задачи курса:
Программа
ставит
целью:
- научить школьников читать и выполнять чертежи деталей и сборочных единиц, а также
применять графические знания при решении задач с творческим содержанием. В
процессе
-
обучения
черчению
ставятся
задачи:
сформировать у учащихся знания об ортогональном (прямоугольном) проецировании на
одну,
две
и три
плоскости
проекций,
о построении
аксонометрических
проекций (диметрии и изометрии) и приемах выполнения технических рисунков;
-ознакомить учащихся с правилами выполнения чертежей, установленными
государственными стандартами ЕСКД;
-обучить воссоздавать образы предметов, анализировать их форму, расчленять на его
составные элементы;
-развивать
все
виды
мышления,
соприкасающиеся
с
графической
деятельностью школьников;
-обучить самостоятельно, пользоваться учебными и справочными материалами;
-прививать культуру графического труда.
В
соответствии
с
учебным
планом
на
изучение
предмета
«Черчение» отводится:
В
классе
10
–
часа
34
час
(1
в
неделю);
В 11 классе – 34 часа (1 час в неделю). Всего: 68 часов за два года.
I. Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения предмета ученик должен:
знать/понимать:
- технологические понятия: графическая документация, технологическая карта, чертеж,
эскиз, технический рисунок, схема, стандартизация;
- условно-графические символы и обозначения для отображения формы, структуры
объектов и процессов на рисунках, эскизах, чертежах, схемах.
уметь:
- организовывать
-
выбирать
рабочее
способы
место
графического
для
выполнения
отображения
графических
объекта
или
работ.
процесса;
- выполнять чертежи и эскизы, в том числе с использованием средств компьютерной поддержки;
составлять
-
применять
компьютерные
учебные
технологии
технологические
выполнения
графических
карты;
работ;
- использовать стандартные графические объекты и конструировать графические объекты:
выделение, объединение, геометрические преобразования фрагментов;
выполнять
-
построение
соблюдать
чертежа
требования
к
и
-
технического
оформлению
эскизов
рисунка;
и
чертежей;
- читать чертежи, схемы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- построения собственной образовательной траектории, выбора профессии, связанной с
выполнением чертежных и графических работ.
Личностные,
метапредметные
и
предметные
результаты
освоения
учебного
предмета.
Программа
обеспечивает
формирование
личностных,
метапредметных
и
предметных
результатов.
На уроках черчения в 10 классе прежде всего значимы межпредметные связи с такими
предметами
как
информатика
и
др. Личностные
результаты:
- осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной
группы,
локальной
и
региональной
общности;
- освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав
свобод
и
человека;
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к
определению своей позиции и ответственному поведению в современном
обществе;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов,
толерантность.
Метапредметные результаты:
- способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность учебную,
-
общественную
и
др.;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и
обобщать факты, составлять план работы и эскиз, формулировать
и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе
материалы на
-
электронных
носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности
в
различных формах (сообщение, презентация, реферат и др.);
- готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ
межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др. Предметные результаты
изучения черчения в основной школе представляют собой освоенный обучающимися опыт
деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применени а также систему
основополагающих элементов научного
знания
- приобщение к графической культуре как совокупности достижений человечества в области
освоения
-
графических
развитие
способов
зрительной
развитие
визуально
передачи
памяти,
–
информации;
ассоциативного
мышления;
пространственного
мышления;
- приобретение опыта создания творческих работ с элементами конструирования, в том
базирующихся
на
числе
ИКТ;
- формирование стойкого интереса к творческой деятельности.
Особенности организации учебного процесса по предмету: используемые формы,
средства
формы:
обучения.
индивидуальная
и
методы,
Основные
групповая.
Традиционные методы обучения:
1. Словесные методы: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником. 2. Наглядные
методы: наблюдение, работа с наглядными пособиями, презентациями,
3. Практические методы: графические работы, тесты и кроссворды, Активные методы
обучения: проблемные ситуации, обучение через деятельность, групповая и парная работа,
деловые и творческие игры, дискуссии, метод проектов, метод эвристических вопросов, метод
исследовательского изучения, игровое проектирование, и другие.
Средства обучения:
-для учащихся: учебники, демонстрационные таблицы, раздаточный материал (пособия,
шаблоны, образцы материалов, наброски и др.), технические средства обучения
(компьютер и экран) использования на уроках ИКТ, мультимедийные дидактические средства; для учителя: книги, методические рекомендации, поурочное планирование, компьютер (интернет).
Использование информационно - коммуникативных технологий на всех этапах урока: при
проверке домашнего задания (мультимедийные презентации, созданные в программе Power Point;
презентации проектов обучающихся), при повторении пройденного материала (электронные
учебники, интерактивные кроссворды), при контроле знаний обучающихся (тестовые задания,
созданные в программе Word, раздаточный материал; онлайн тесты в сети Интернет), при
объяснении нового материала (мультимедийные презентации, созданные в программе Power Point;
использование сети Интернет для сбора исторических справок, пособий,
фотографий и
дополнительной информации; проведение исследовательских работ), при закреплении нового
материала (создание презентаций по изученным темам).
Тематическое планирование
10 класс (34часа)
№п/п
Название раздела, тема
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Введение
Правила оформления чертежей
Геометрические построения
Параллельное проецирование
Чтение и выполнение чертежей
Сечение и разрезы
Разрезы на аксонометрических проекциях
Изделие. Соединение деталей в изделии
Сборочные чертежи
Прикладная графика
Всего
Кол-во
часов
1
3
4
8
3
4
1
4
4
2
34 часа
11класс (34 часа)
№п/п
Название раздела, тема
1
2
Введение
Техника выполнения чертежей и правила их
оформления
Виды чертежей
Сечения и размеры
Нанесение размеров
Сборочные чертежи
Чтение строительных чертежей, обобщение
пройденного материала
Всего
3
4
5
6
7
Кол-во
часов
1
1
4
10
3
11
4
34 часа