Приложение 23
к приказу от 30.08.2024 № 157
«О внесении изменений в
основные образовательные
программы начального общего
образования, основного общего
образования, среднего общего
образования МАОУ СОШ № 20»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Индивидуальный проект»
для обучающихся 10 классов
п. Баранчинский 2024
Пояснительная записка
Индивидуальный проект представляет собой особую форму
организации деятельности обучающихся (учебное исследование или
учебный проект).
Индивидуальный
проект
выполняется
обучающимся
самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной
теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных
предметов, курсов в любой избранной области деятельности
(познавательной,
практической,
учебно-исследовательской,
социальной, художественно-творческой и др.).
Индивидуальный проект выполняется обучающимся в
течение
одного года в рамках учебного времени, специально отведённого
учебным планом, и должен быть представлен в виде завершённого
учебного
исследования
или
разработанного
проекта:
информационного,
творческого, социального, прикладного,
инновационного, конструкторского, инженерного.
Цель курса: формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования
индиви- дуального проекта, направленного на решение научной,
личностно и (или) социально значимой проблемы.
Задачи курса:
— реализация
требований Стандарта к личностным и
метапредметным
результатам
освоения
основной
образовательной программы;
— формирование у обучающихся системных представлений и
опыта применения методов, технологий и форм организации
проектной и учебно-исследовательской деятельности для
достижения
практико-ориентированных
результатов
образования;
— повышение эффективности освоения обучающимися основной
образовательной программы, а также усвоения знаний и
учебных действий.
Общая характеристика курса. Содержание программы в основном
сфокусировано на процессах исследования и проектирования (в
соответствии с ФГОС), но вместе с тем содержит необходимые
отсылки к другим типам деятельности. При этом программа
предполагает практические задания на освоение инструментария
исследования и проектирования в их нормативном виде и в их
возможной взаимосвязи.
Тематически программа построена таким образом, чтобы
дать представление о самых необходимых аспектах, связанных
с процессами исследования и проектирования, в соответствии с
существующими культурными нормами. С помощью данного
курса предполагается адаптирование этих норм для понимания и
активного использования школьниками в своих проектах и
исследованиях.
Предлагаемый курс рассчитан на 35 ч освоения. Он состоит
из
нескольких модулей, каждый из которых является
необходимым элементом в общей структуре курса. Логика
чередования модулей выстроена таким образом, чтобы у
обучающегося была возможность изучить часть теоретического
материала самостоятельно или под руководством взрослого.
Другая часть
модулей
специально
предназначена
для
совместной работы в общем коммуникативном пространстве и
предполагает обсуждение собственных замыслов, идей, ходов. И
наконец, третий тип модулей нацелен на собственную
поисковую, проектную, конструкторскую или иную по типу
деятельность в относительно свободном режиме. Проходя один
модуль за другим, обучающийся получает возможность сначала
выдвинуть свою идею, затем проработать её, предъявить
одноклассникам и другим заинтересованным лицам, получив
конструктивные критические замечания, и успешно защитить
свою работу.
Модульная структура даёт возможность её вариативного
использования при прохождении курса: в зависимости от
предыдущего опыта в подобных работах могут предлагаться
индивидуальные «дорожные карты» старшеклассника или
рабочих команд.
Не исключается формат проектных сессий, проводимых
методом погружения несколько раз в течение года.
Количество часов на самостоятельную работу над
проектом и исследованием можно также варьировать с учётом
индивидуальной
готовности
обучающихся.
Для
самостоятельной работы важны умения, полученные в том
числе на предыдущих этапах обучения, а именно умения
искать, анализировать и оценивать необходимую для работы
информацию. Помимо Интернета, следует не только
рекомендовать, но и требовать пользоваться научными и
научно-популярными изданиями в библиотечных фондах. Для
этого также должны выделяться специальные часы, а проведённая работа — учитываться и оцениваться.
Коммуникативные события, которые включены в процесс
тренировки и выполнения проекта или исследования, следует
специально подготавливать и сценировать. Для этого необходимо
заранее продумывать,
как будет происходить процесс
коммуникации, а именно:
—
что будет предметом доклада или сообщения
участников события;
— каковы функции в обсуждении каждого его участника:
задаёт
вопросы на понимание, высказывает сомнения,
предлагает встречные варианты и т. д.;
— какой рабочий формат будет выбран: фронтальная работа с
общей дискуссией, первоначальное обсуждение в группах или
парах, распределение ролей и подготовка шаблонов обсуждения
или спонтанные оценки сообщений;
— кто является регулятором дискуссии — педагог, ведущий
(регулирующий) этот курс, или привлечённый специалист,
владеющий
способностью выстраивать содержательное
обсуждение, процессом проблематизации и способами выхода
в позитивное продолжение работы.
Большое значение для реализации программы имеют лица в
статусе эксперта.
Для
старшеклассников, занимающихся
проектами
и
исследованиями,
чрезвычайно
важна
интеллектуально насыщенная среда, в которой их работа могла
бы быть проанализирована с разных точек зрения. Регулярное
сопровождение процесса работы над проектом или исследованием
ведёт ответственный за это педагог. В дополнение обязательно
нужны публичные слушания, во время которых проявляются и
проверяются многие метапредметные и личностные результаты
обучения в школе, достигнутые к моменту её окончания.
В качестве экспертов могут выступать учителя школы,
выпускники школы — студенты вузов, представители власти,
бизнеса, государственных структур, так или иначе связанных с
тематикой и проблематикой работ старшеклассников. При этом
важно понимать, что необходимо предварительное согласование с
экспертами их позиции и функций. С одной стороны, эксперт
должен честно указывать на слабые или ошибочные подходы в
рассуждениях ученика, а с другой — непременно обозначать пути
возможных решений, рекомендовать источники необходимой
информации, дополнительные методики, с тем чтобы у автора
идеи не опустились руки и не пропало желание продолжить
работу.
Программа, по сути, является метапредметной, поскольку
предполагает освоение ряда понятий, способов действия и
организаторских навыков, стоящих «над» предметными способами
работы ученика. К ним относятся постановка проблем, перевод
проблем в задачи, схематизация и использование знаков и символов,
организация рефлексии, сценирование события. Несмотря на то что
программа называется «Индивидуальный учебный проект»,
значительная
часть
занятий
предусматривает
групповую и
коллективную работу.
Основные идеи курса:
— единство материального мира;
— внутри- и межпредметная интеграция;
— взаимосвязь науки и практики;
— взаимосвязь человека и окружающей среды.
Учебно-методическое обеспечение курса включает в себя
учебное пособие для учащихся и программу элективного
курса. Учебное пособие
для учащихся обеспечивает
содержательную часть курса. Содержание по- собия разбито на
параграфы, включает дидактический материал (вопро- сы,
упражнения, задачи, домашний эксперимент), практические
работы.
Формами контроля над усвоением материала могут
служить
отчёты по работам, самостоятельные творческие
работы, тесты, итоговые учебно- исследовательские проекты.
Итоговое занятие проходит в виде научно- практической
конференции или круглого стола, где заслушиваются докла- ды
учащихся по выбранной теме исследования, которые могут быть
пред- ставлены
в
форме
реферата
или
отчёта
по
исследовательской работе.
Содержание курса
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (6 ч)
Знакомство с современными научными представлениями о
нормах проектной и исследовательской деятельности, а также
анализ уже реализованных проектов.
Раздел 1.1. Что такое проект. Основные понятия, применяемые в
области проектирования:
технологические, социальные,
экономические, волонтёрские, организационные, смешанные
проекты.
Раздел 1.2. Анализирование проекта. Самостоятельная работа
обучающихся (индивидуально и в группах) на основе найденного
материала из открытых источников и содержания школьных
предметов,
изученных
ранее (истории, биологии, физики,
химии).
Раздел 1.3. Выдвижение идеи проекта. Процесс проектирования и
его отличие от других профессиональных занятий.
Раздел 1.4. «Сто двадцать лет на службе стране». Проект П. А.
Столыпина. Рассмотрение примера масштабного проекта от
первоначальной идеи с системой аргументации до полной его
реализации.
Раздел 1.5. Техническое проектирование и конструирование.
Разбор понятий: проектно-конструкторская деятельность,
конструирование, техническое проектирование.
Раздел 1.6. Социальное проектирование как возможность
улучшить социальную сферу и закрепить определённую
систему ценностей в сознании учащихся.
Раздел 1.7. Волонтёрские проекты и сообщества. Виды волонтёрских
проектов: социокультурные, информационно-консультативные, экологические.
Раздел 1.8. Анализ проекта сверстника. Знакомство и обсуждение социального проекта «Дети одного Солнца», разработанного и реализованного старшеклассником.
Раздел 1.9. Анализ проекта сверстника. Обсуждение возможностей ITтехнологий для решения практических задач в разных сферах деятельности
человека.
Раздел 1.10. Исследование как элемент проекта и как тип деятельности.
Основные элементы и понятия, применяемые в исследовательской
деятельности: исследование, цель, задача, объект, предмет, метод и
субъ- ект исследования.
Модуль 2. Самоопределение (4/8 ч)
Самостоятельная работа обучающихся с ключевыми элементами проекта.
Раздел 2.1. Проекты и технологии: выбор сферы деятельности.
Раздел 2.2. Создаём элементы образа будущего: что мы хотим изменить
своим проектом.
Раздел 2.3. Формируем отношение к проблемам.
Раздел 2.4. Знакомимся с проектными движениями.
Раздел 2.5. Первичное самоопределение. Обоснование актуальности
темы для проекта/исследования.
Модуль 3. Замысел проекта (4/10 ч)
Раздел 3.1. Понятия «проблема» и «позиция» в работе над проектом.
Раздел 3.2. Выдвижение и формулировка цели проекта.
Раздел 3.3. Целеполагание, постановка задач и прогнозирование результатов проекта.
Раздел 3.4. Роль акции в реализации проектов.
Раздел 3.5. Ресурсы и бюджет проекта.
Раздел 3.6. Поиск недостающей информации, её обработка и анализ.
Модуль 4. Условия реализации проекта (3/6 ч)
Анализ необходимых условий реализации проектов и знакомство с
понятиями разных предметных дисциплин.
Раздел
4.1.
Планирование
действий.
Освоение
понятий:
планирование,
прогнозирование,
спонсор,
инвестор,
благотворитель.
Раздел 4.2. Источники финансирования проекта. Освоение понятий:
кредитование, бизнес-план, венчурные фонды и компании, бизнесангелы, долговые и долевые ценные бумаги, дивиденды, фондовый
рынок, краудфандинг.
Раздел 4.3. Сторонники и команда проекта, эффективность
использо- вания вклада каждого участника. Особенности
работы команды над про- ектом, проектная команда, роли и
функции в проекте.
Раздел 4.4. Модели и способы управления проектами.
Модуль 5. Трудности реализации проекта (5/10 ч)
Раздел 5.1. Переход от замысла к реализации проекта.
Освоение по- нятий: жизненный цикл проекта, жизненный
цикл продукта (изделия), эксплуатация, утилизация.
Раздел 5.2. Возможные риски проектов, способы их предвидения
и преодоления.
Раздел 5.3. Практическое занятие по анализу проектного
замысла
«Завод по переработке пластика».
Раздел 5.4. Практическое занятие по анализу проектного
замысла
«Превратим мусор в ресурс». Сравнение проектных замыслов.
Раздел 5.5. Практическое занятие по анализу региональных
проектов школьников по туризму и краеведению.
Модуль 6. Предварительная защита и экспертная
оценка проектных и исследовательских работ (5/7 ч)
Раздел 6.1. Позиция эксперта.
Раздел
6.2.
Предварительная
защита
проектов
и
исследовательских работ, подготовка к взаимодействию с
экспертами.
Раздел 6.3. Оценка проекта сверстников: проект «Разработка
портативного металлоискателя». Проектно-конструкторское
решение в рамках проекта и его экспертная оценка.
Раздел 6.4. Начальный этап исследования и его экспертная
оценка.
Модуль 7. Дополнительные возможности улучшения проекта
(6/14 ч)
Раздел 7.1. Технология как мост от идеи к продукту. Освоение
понятий: изобретение, технология, технологическая долина,
агротехнологии.
Раздел 7.2. Видим за проектом инфраструктуру.
Раздел
7.3.
Опросы
как
эффективный
инструмент
проектирования. Освоение понятий: анкета, социологический
опрос, интернет-опрос, генеральная совокупность, выборка
респондентов.
Раздел 7.4. Возможности социальных сетей. Сетевые формы
проектов. Освоение понятий: таргетированная реклама, реклама
по бартеру и возможности продвижения проектов в социальных
сетях.
Раздел 7.5. Алгоритм создания и использования видеоролика для
продвижения проекта.
Раздел 7.6. Оформление и предъявление результатов проектной и
исследовательской деятельности.
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального проекта
(2/4 ч)
Итоговая презентация, публичная защита индивидуальных
проектов/ исследований старшеклассников, рекомендации к её
подготовке и проведению.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 КЛАСС ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
№ п/п
Наименование разделов и тем программы
Количество часов
Всего
Модуль 1. Культура исследования и проектирования (6ч)
1.1
1.2
1.3
1.4
Что такое проект и почему реализация
проекта — это сложно, но интересно
Выдвижение проектной идеи как
формирование образа будущего
Техническое проектирование и социальное
проектирование: как сделать лучше
общество, в котором мы живём.
Волонтёрские проекты и сообщества.
1
1
1
1
1.5
Анализируем проекты сверстников:
возможности IT- технологий для
междисциплинарных проектов.
1
1.6
Исследование как элемент проекта и как тип
деятельности
6
Итого по разделу
6
Модуль 2. Самоопределение (3ч)
2.1
Проекты и технологии: выбираем сферы
деятельности
1
2.2
Формируем отношение к проблемам: препятствие
или побуждение к действию?
1
2.3
Первичное самоопределение. Обоснование
актуальности темы для проекта или исследования.
1
Итого по разделу
3
Модуль 3. Замысел проекта (5ч)
3.1
Понятия «проблема» и «позиция» при
осуществлении проектирования
1
3.2-3.3
Целеполагание и постановка задач.
Прогнозирование результатов проекта
2
3.4
3.5
Ресурсы и бюджет проекта
Поиск недостающей информации, её
обработка и анализ
1
1
К/р
Пр/р
Итого по разделу
5
Модуль 4. Условия реализации проекта (3ч)
4.1
4.2
4.3
Планирование действий — шаг за шагом по
пути к реализации проекта
Источники финансирования проекта
1
1
Сторонники и команда проекта: как
эффективно использовать уникальный вклад
каждого участника
1
Итого по разделу
3
Модуль 5. Трудности реализации проекта (5ч)
5.1
Переход от замысла к реализации проекта
1
5.2
Риски проекта
1
5.3
Практическое занятие. Анализ проектного
замысла «Завод по переработке пластика»
1
1
5.4
Практическое занятие. Анализ проектного
замысла «Превратим мусор в ресурс».
Сравнение проектных замыслов.
1
1
5.5
Практическое занятие. «Анализ проектов
сверстников: туризм и краеведение»
1
1
Итого по разделу
5
Модуль 6. Предварительная защита и
экспертная оценка проектных и
исследовательских работ (4ч)
6.1
Позиция эксперта
1
6.2
Предварительная защита проектных и
исследовательских работ
1
6.3
6.4
Предварительная защита проектных и
исследовательских работ
Оцениваем проекты сверстников: проект
«Разработка портативного металлоискателя»
Итого по разделу
1
1
4
Модуль 7. Дополнительные возможности
улучшения проекта (7ч)
7.1
Технология как мост от идеи к продукту.
Видим за проектом инфраструктуру
1
7.2
Опросы как эффективный инструмент
проектирования
1
7.3
7.4
7.5-7.6
Возможности социальных сетей. Сетевые
формы проектов
Использование видеоролика в продвижении
проекта
1
1
Оформление и предъявление результатов
проектной и исследовательской деятельности
2
Итого по разделу
6
Модуль 8. Презентация и защита индивидуального
проекта
2
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ
34