Приложение 37
к приказу от 30.08.2024 № 157
«О внесении изменений в основные
общеобразовательные программы
начального общего образования,
основного общего образования,
среднего общего образования
МАОУ СОШ № 20»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса внеурочной деятельности
«Дискуссионные вопросы изучения истории России XX в.»
для обучающихся 10 – 11 классов
п. Баранчинский 2024
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В плане на изучение курса «Дискуссионные вопросы изучения истории
России XX в.» отводится 1 час в неделю в 10 классе, всего – 34 ч., в 11 классе
отводится 1 час в неделю, всего – 33 ч.
Цель данного курса: содействие углубленному изучению
курса истории России в 10-11 кл.
Задачи данного курса:
расширение знаний обучающихся по истории России данного периода;
развитие умения самостоятельно приобретать и применять на практике
полученные знания; творческие способности;
формирование и развитие коммуникативных навыков, которые
способствуют умению работать в группе, вести дискуссию;
подведение к осознанию обучающимися многогранности, сложности и
противоречивости событий и явлений отечественной истории, а также
причин неоднозначности их восприятия обществом и исторической наукой
в прошлом и настоящем;
Программа элективного курса «Дискуссионные вопросы изучения истории
России XX в.» предполагает более высокий уровень обобщения материала,
углубление сложившихся ранее представлений на основе знакомства с
различными точками зрения и подходами, для формирования целостной и
всесторонней картины исторического развития России в XX в.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
Складывание российской идентичности, способности к осознанию
российской идентичности в поликультурном социуме, чувства
причастности к историко-культурной общности российского народа и
судьбе России, патриотизма, готовности к служению Отечеству, его
защите.
Формирование уважения к своему народу, чувства ответственности перед
Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России, уважения к государственным
символам.
Формирование уважения к русскому языку, являющемуся главным
фактором национального самоопределения.
Воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов,
проживающих в РФ.
Метапредметные результаты:
Самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные
задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях.
Оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели.
Сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения целей
ресурсы.
Организовывать эффективный поиск ресурсов для достижения поставленной
цели.
Определять несколько путей достижения поставленной цели.
Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций.
Распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках.
Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе
новые задачи.
Искать и находить обобщенные способы решения задач.
Приводить критические аргументы, как в отношении собственного суждения,
так и в отношении действий и суждений другого.
Предметные результаты:
Владеть системными историческими знаниями, служащими основой для
понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения
(синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и
региональной/локальной истории.
Характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в мировом
сообществе.
Определять исторические предпосылки, условия, место и время создания
исторических документов.
Использовать приемы
самостоятельного поиска
и
критического
анализа
историко-социальной информации в Интернете, на телевидении,
в других СМИ, ее систематизации и представления в различных знаковых
системах.
Определять причинно-следственные, пространственные, временные связи
между важнейшими событиями (явлениями, процессами).
Различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания
и исторические объяснения.
Находить и правильно использовать картографические источники для
реконструкции исторических событий, привязки их к конкретному месту и
времени.
Презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем, графиков.
Раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории России,
определять и аргументировать свое отношение к различным версиям, оценкам
исторических событий и деятельности личностей на основе представлений о
достижениях историографии.
Соотносить и оценивать исторические события локальной, региональной,
общероссийской и мировой истории Обосновывать с опорой на факты,
приведенные в учебной и научно-популярной литературе, собственную точку
зрения на основные события истории России.
Применять приемы самостоятельного поиска и критического анализа
историко-социальной информации, ее систематизации и представления в
различных знаковых системах.
Критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие человечества.
Изучать биографии политических деятелей, дипломатов, полководцев на
основе комплексного использования энциклопедий, справочников.
Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности
исторических личностей и политических групп в истории.
Самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к
конкретным результатам на основе вещественных данных, полученных в
результате исследовательских раскопок.
Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности
исторических личностей и политических групп в истории.
Давать комплексную оценку историческим периодам (в соответствии с
периодизацией, изложенной в историко - культурном стандарте), проводить
временной и пространственный анализ.
Обучающиеся на углубленном уровне получат возможность научиться:
Использовать принципы структурно-функционального, и пространственного
анализа при работе с источниками, интерпретировать и сравнивать
содержащуюся в них информацию с целью реконструкции фрагментов
исторической действительности, аргументации выводов, вынесения оценочных
суждений.
Анализировать и сопоставлять научные версии и оценки исторического
прошлого, отличать интерпретации, основанные на фактическом материале, от
заведомых искажений, фальсификации.
Устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи
исторических событий, явлений, процессов на основе анализа исторической
ситуации;
Определять и аргументировать свое отношение к различным версиям,
оценкам исторических событий и деятельности личностей на основе
представлений о достижениях историографии.
Применять элементы источниковедческого анализа при работе с
историческими материалами (определение принадлежности и достоверности
источника, обстоятельства и цели его создания, позиций авторов и др.),
излагать выявленную информацию, раскрывая ее познавательную ценность.
Целенаправленно применять элементы методологических знаний об
историческом
процессе,
начальные
историографические
умения
в
познавательной,
проектной,
учебно-исследовательской
деятельности,
социальной практике, поликультурном общении, общественных обсуждениях и
т.д.
Знать основные подходы (концепции) в изучении истории.
Знакомиться с оценками «трудных» вопросов истории.
Работать с историческими источниками, самостоятельно анализировать
документальную базу по исторической тематике; оценивать различные
исторические версии.
Исследовать
с
помощью
исторических
источников
особенности
экономической и политической жизни Российского государства в контексте
мировой истории XX в.
Корректно использовать терминологию исторической науки в ходе
выступления, дискуссии и т.д.;
представлять результаты историкопознавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на
заданные параметры деятельности.
Содержание программы
10 класс
Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала ХХ века. 2 ч.
Россия – «развивающееся общество» на рубеже веков. «Зависимое развитие».
Концепция Эванса применительно к России. Анализ возможностей быстрого
экономического развития страны. Три группы стран и их роль в мировом
экономическом процессе. «Германский путь» Н. Х. Бунге, И. Л.
Вышнеградского, С. Ю. Витте. Попытки внедрения «британской модели» С. Ю.
Витте и причины неудачи. Альтернатива однолинейному объяснению проблемы
модернизации России начала ХХ в. Второй вариант модернизации,
предложенный «народниками», его анализ. Процесс модернизации в советский
период и его последствия. «В ожидании шестой революции».
Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года? 6 ч.
1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917 года
западными историками. Идеологическая доктрина событий Октября 1917 г. В
СССР. Взгляды на Октябрь современных российских историков. Выявление и
анализ альтернатив: Керенский, Корнилов, Ленин. Причины краха после
февральской демократии и победы большевиков.
Тема 3. Гражданская война: новые подходы. 4 ч.
Гражданская война – трагедия русского народа… Проблема периодизации
Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или реальность? Кто виновник
Гражданской войны? Причины победы «красных» и поражения «белых». Две
армии одного народа. Альтернативы «Ледяному» походу Добровольческой
армии. Альтернативные сценарии: «Белый крест», «Московский поход
Каледина», «Царицынский поход Корнилова», «Волжский поход Деникина».
Тема 4. Индустриализация и командно-административная система. 4 ч
Необходимость, цели, средства и источники накопления. Начальный этап
социалистической индустриализации. Индустриальное развитие СССР в годы
первой
и
второй
пятилеток.
Главные
итоги
социалистической
индустриализации. Альтернативные варианты проведения индустриализации
советским экономистом Фельдманом Г. А. Кадры. Анализ планов и реальных
сроков их выполнения. Проблемы стахановского движения и рабочего
самоуправления. «Незначительные жертвы» индустриализации.
Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина - труженика? 4 ч.
Начало коллективизации. Этапы проведения коллективизации. Категории
кулачества. Антикулацкие меры. «Успехи» коллективизации. Сопротивление
крестьян. Итоги коллективизации и ее последствия. Голод 1923–1933 гг.
Альтернативный план преобразования сельского хозяйства А. В. Чаянова.
Трактовка решения аграрной проблемы ученого-агрария Н. Д. Кондратьева.
Тема 6. Триумфальное поражение? О советско-финской войне 1939– 1940 гг. 2
ч.
Причины, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение сил.
Линия Маннергейма – серьезное препятствие для продвижения советских войск.
Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина. Итоги и значение войны.
Тема 7. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР во время войны. 3
ч.
Официальная историография о внезапности нападения германии на Советский
Союз. Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня 1941 г. Дискуссия о
намерениях Сталина нанести превентивный удар по Германии.
Тема 8. Страх или Свобода? О причинах победы под Сталинградом. 2 ч.
Приказ № 227 «Ни шагу назад!» сыграл важнейшую роль в ходе Сталинградской
битвы и помог остановить врага. Разные оценки приказа № 227.
Психологическая готовность советских людей к борьбе с врагом. Цена победы –
большая кровь. Боевая мощь советского военного искусства. Не страх, а свобода
– главная причина успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность
нашего народа, его патриотизм – залог Победы.
Тема 9. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое. 4 ч.
Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную войну»?
Сравнительный анализ версий и предположений советских и западных
историков и политологов о виновниках «холодной» войны. Взгляд современных
отечественных историков на проблемы «холодной войны». Истоки «холодной
войны. Противники (создание военных блоков). Театры военных действий.
Гонка вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Маккартизм –
миф или реальность? Горячие точки «холодной войны». Разрядка и окончание
«холодной войны». Важнейшие соглашения в области контроля над
вооружением. Сегодня мир, а что дальше? Размышления о предотвращении
трагических последствий войны.
Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 г. 3 ч.
Хроника августовских событий. Версия М. С. Горбачева о причинах и начале
путча. «Проигрывание» неосуществленных сценариев августа 1991 г. «Жесткий»
сценарий (точка зрения ортодоксальных марксистов). «Мягкий» сценарий.
Теория экономиста В. Леонтьева.
11 КЛАСС
ТЕМА 1. Оценка деятельности СССР в условиях «холодной войны». 7 ч.
От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое. Анализ
ситуации в мире после войны. Кто развязал
«холодную войну»?
Сравнительный анализ версий и предположений советских и западных историков
и политологов о виновниках «холодной» войны. Взгляд современных
отечественных историков на проблемы «холодной войны». Истоки «холодной
войны. Противники (создание военных блоков). Театры военных действий. Гонка
вооружений, борьба за влияние в странах третьего мира. Маккартизм – миф или
реальность? Горячие точки «холодной войны». Разрядка и окончание «холодной
войны». Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением. Сегодня
мир, а что дальше? Размышления о предотвращении трагических последствий
войны.
ТЕМА 2. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева. 7 ч.
XX съезд КПСС и осуждение культа личности И. Сталина. Реабилитация жертв
политических репрессий. Реорганизация государственных органов, партийных и
общественных организаций. Новая Программа КПСС и проект Конституции
СССР. Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие промышленности.
Развитие сельского хозяйства. Социальное и культурное развитие. Роль и оценка
деятельности Н.С. Хрущева.
ТЕМА 3. ОЦЕНКА ПЕРИОДА ПРЕБЫВАНИЯ У ВЛАСТИ Л.И.
БРЕЖНЕВА И РОЛИ ДИССИДЕНТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ИСТОРИИ
СТРАНЫ. 7 ч.
Л.И. Брежнев и смена политического курса. Новые идеологические ориентиры.
Концепция «развитого» социализма. Конституция СССР 1977 г. «Косыгинские»
реформы, их оценка и последствия. Научные и технические приоритеты.
Социальная структура и политика.
Исчерпание
потенциала
экстенсивной индустриальной
модели
развития.
Возникновение
«экономики дефицита». Диссидентское движение, его лидеры и их роль в
истории. Оценка их деятельности и результатов. Борьба советского
государства с диссидентством.
ТЕМА 4. ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ОЦЕНКА ПЕРИОДА РАСПАДА
СССР. 7 ч.
Нарастание кризисных явлений в советском обществе. Предыстория
перестройки. Начало экономических преобразований в СССР. Теоретики и
практики перестройки. «Рыночный» социализм. Идейный раскол в рядах
деятелей перестройки. Международные отношения. Политическая реформа
Михаила Горбачева. Хроника августовских событий. Версия М. С. Горбачева о
причинах и начале путча. Что произошло в августе 1991 г. на самом деле: взгляд
через годы… «Проигрывание» неосуществленных сценариев августа 1991 г.
«Жесткий» сценарий (точка зрения ортодоксальных марксистов). «Мягкий» сценарий.
Теория экономиста В. Леонтьева. Беловежская пуща. Распад СССР- геополитическая
катастрофа или победа демократии.
ТЕМА 5. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПОБЕД Б.Н. ЕЛЬЦИНА
В
ПОЛИТИЧЕСКИХ СХВАТКАХ 90-х. 6 ч.
«Шоковая» терапия в экономике. Корректировка курса реформ. Падение жизненного
уровня населения. Россия в мировой экономике. Разработка новой Конституции России.
Политико-конституционный кризис 1993 г. Конституция России 1993 г. и ее значение.
Российская многопартийность и строительство гражданского общества. Президентские
выборы 1996 г. Межнациональные отношения и национальная политика в 1990 гг.
Военно-политический кризис в Чеченской республике. Новое место России в мире.
Политическая жизнь в нач. XXI в.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
10 класс
№
Тема занятия
КолФормы проведения
во
п/п
часов
Дискуссия
с
элементами
1. Проблемы модернизации в
2
развитии
России начала
исторического моделирования, работ с
ХХ в.
историческими источниками.
Лекция учителя, работа с источниками,
2. Был ли неизбежен Октябрь
6
1917 г.?
картой,
просмотр
презентации,
тестирование
Лекция
учителя,
альтернативно3. Гражданская война: новые
4
подходы.
проектное моделирование, написание эссе
Работа с документами, дискуссия в форме
4. Индустриализация и
4
командно-административная
«круглого стола», тестирование
система.
Лекция
учителя,
совместное
5. Коллективизация –
4
трагедия крестьянина
выдвижение версий, работа с
труженика?
документами, ролевая игра.
Просмотр
презентации,
работа с
6. Триумфальное поражение?
2
(О советско-финской войне
документами, картой.
7.
8.
9.
10.
1939/40 гг.)
Споры вокруг версии о
превентивном ударе СССР
во время войны.
Страх или Свобода? (О
причинах победы под
Сталинградом).
От «горячей» войны к
«холодной». Мир,
расколотый надвое.
Если бы ГКЧП пришел к
власти в августе 1991
года…
Итого
3
2
4
3
Просмотр
видеофрагментов,
обсуждение данной темы, работа с
историческими источниками
Просмотр
видеофрагментов,
обсуждение данной темы, работа с
историческими источниками,
Лекция учителя, работа с историческими
источниками, индивидуальный зачет
Проблемно-проектная дискуссия, работа с
документами,
подведение
итогов,
заключительное тестирование
34
11 класс
№
п\п
Наименование темы
1.
Оценка деятельности СССР
в условиях «холодной
войны»
Причины, последствия и
оценка реформ Н.С. Хрущева.
2.
3.
4.
5.
Оценка периода пребывания
у власти Л.И. Брежнева роли
диссидентского движения
в истории страны.
Причины, последствия,
оценка периода распада СССР
Причины и последствия
побед Ельцина в
политических схватках 1990х гг.
Итого
КолФормы проведения
во
часов
Лекция учителя, работа с источниками,
7
картой, просмотр презентации.
7
7
7
6
34 ч
Дискуссия с элементами исторического
моделирования, работа с историческими
источниками.
Лекция учителя, альтернативно- проектное
моделирование, написание эссе на заданную
тему.
Работа с документами,
дискуссия в
форме «круглого стола».
Лекция учителя, совместное выдвижение
версий, работа с документами, ролевая
игра.