РП КВД Актуальные вопросы обществознания (1)

Приложение 36
к приказу от 30.08.2024 № 157 «О
внесении изменений в основные
общеобразовательные программы
начального общего образования,
основного общего образования,
среднего
общего
образования
МАОУ СОШ № 20»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу внеурочной деятельности
«Актуальные вопросы обществознания
(в формате ЕГЭ)»

п. Баранчинский 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности по обществознанию составлена в
соответствии
- с Федеральным Законом №273 –ФЗ «Об образовании в РФ» (п.3 ст.28 п.6. ст.28, п.9,10 ст.2);
- Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования
(Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с
изменениями и дополнениями)
- на основе рабочей программы «Обществознание». Рабочая программа. Поурочные разработки.
10-11 класс»: учебное пособие для общеобразовательных организаций: базовый уровень/Л. Н.
Боголюбов и др. — М.: Просвещение, 2020
- демонстрационного варианта контрольных измерительных материалов единого государственного
экзамена по обществознанию;
- кодификатора элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников
общеобразовательных учреждений для проведения единого государственного экзамена по
обществознанию;
- спецификации контрольных измерительных материалов для проведения единого
государственного экзамена по обществознанию.
В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема
подготовки учащихся к новой форме аттестации – ЕГЭ. ЕГЭ по обществознанию относится к
числу тех предметов, которые являются наиболее востребованными. Программа курса
«Обществознание в формате ЕГЭ» предназначена для теоретической и практической помощи в
подготовке к Государственной итоговой аттестации выпускников по обществознанию в рамках
Единого государственного экзамена. Программа ориентирована на повторение, систематизацию и
углубленное изучение курса обществознания средней школы, а также на подготовку учащихся 1011 классов к ЕГЭ.
Цель – целенаправленная и качественная подготовка учащихся к форме аттестации – ЕГЭ,
оказание помощи в углублении, систематизации, обобщении знаний по обществознанию.
Задачи:
 Повышение предметной компетенции учеников;
 Развитие у учащихся устойчивого интереса к предмету;
 Краткое изложение и повторение курса обществознания;
 Формирование умений и навыков решения типовых тестовых заданий;
 Формирование умений выполнять задания повышенной и высокой сложности;
 Воспитание положительного отношения к процедуре контроля в формате единого
государственного экзамена;
 Знакомство со структурой и содержанием контрольных измерительных материалов по
предмету; распределением заданий различного типа; правильно оформлять решения заданий
различных типов; правильно оформлять решения заданий с развёрнутым ответом;
 Формировать гуманистическое мышление – способность рассматривать события, явления с
точки зрения их общественной, исторической обусловленности. Сопоставлять различные версии и
оценки по одному и тому же явлению, определять собственное отношение к этим оценкам;
 Психологическая подготовка учащихся к государственной (итоговой) аттестации.
Содержание курса включает

1. Информацию о структуре экзаменационной работы (КИМ) и особенностях отдельных видов
экзаменационных заданий ЕГЭ по обществознанию;
2. Теоретические блоки, посвященные логическим приемам и процедурам мышления;
3. Практический блок, представленный контрольно-тренировочными заданиями ЕГЭ.
В ходе изучении курса учащимся предоставляется возможность овладеть приемами и методами
познавательной и рефлексивной деятельности – сравнением, анализом, синтезом, мысленным
моделированием, самоанализом и т.п. Формой итогового контроля является пробный экзамен.
Практические занятия должны быть направлены на рассмотрение теоретического материала с
помощью примеров, ситуаций из реальной жизни для обеспечения достаточной системности и
глубины понимания обществоведческих вопросов.
Особое внимание при организации практикумов также следует уделить отработке умений
учащихся раскрывать смысл афористичного высказывания и формулировать собственные
суждения и аргументы по актуальным проблемам. Лабораторные занятия должны быть
ориентированы на развитие умений учащихся осуществлять комплексный поиск, систематизацию
и интерпретацию социальной информации из неадаптированных источников. Тренинги позволят
ученику выработать определенный алгоритм действий при решении различных моделей заданий и
помогут объективно оценить уровень собственных знаний.
Важно организовать личностно-ориентированную работу по овладению программой курса,
учитывающую пробелы в знаниях и умениях конкретного ученика, с помощью вводного,
текущего, тематического итогового контроля фиксировать продвижение каждого ученика по пути
достижения целей элективного курса.
В результате изучения данного курса учащиеся должны:
1. Систематизировать и углубить теоретические знаний по ключевым позициям курса;
2. Проявлять компетентность, позволяющих использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности, преодолеть психологические барьеры при подготовке к экзамену.
Место курса в учебном плане
Программа
рассчитана на обучение учащихся 10-11 классов. Занятия проводятся 1 раз в
неделю в 10 классе и 2 часа в неделю в 11 классе. Количество часов за год – 35/68 ч
соответственно. В соответствии с учебным планом, календарным графиком и расписанием уроков
МАОУ СОШ № 20, программа реализуется в полном объеме.

2. Требования к результатам обучения
Личностными результатами выпускников школы, формируемыми при изучении содержания
курса, являются:
- мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
- заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании всей
страны;
- ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и
свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося
государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур;
убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей
ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками школы проявляются в:
- умении сознательно организовать свою познавательную деятельность (от постановки цели до
получения и оценки результата);
- умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы
деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей
свойственных подросткам;
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия)
и следовании эстетическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием
проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
Предметными результатами освоения выпускниками школы содержания программы является:
- относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях
общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
- знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой
на эти понятия явления социальной действительности;
- знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения
старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
- умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках;
адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия;
преобразовывать в соответствии с решаемой задачей;
- понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в
мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и
гражданственность;
- понимание значения трудовой деятельности человека для личности и общества;
- понимание специфики познания мира средствами искусства в становлении личности и в
жизни общества;
- знакомство с отдельными приёмами и техниками преодоления конфликтов.

3. Содержание курса
10 класс – 35 часов
Раздел 1. Особенности ЕГЭ по обществознанию – (2 часа)
ЕГЭ как способ объективной оценки качества образования. Особенности ЕГЭ по
обществознанию:

Кодификатор элементов содержания

Специфика КИМов ЕГЭ по обществознанию.
Правила заполнения бланков ЕГЭ. Информационные ресурсы. Методика решения
заданий ЕГЭ разного уровня сложности. Задания, направленные на определение существенных
признаков ключевых обществоведческих понятий; характеристика социальных объектов на основе
смоделированных социальных ситуаций; осуществление поиска социальной информации,
представленных в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы; сравнение
социальных объектов, выявляя их общие черты и различия.
Задания, направленные на установление соответствия между существенными чертами и
признаками изученных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; работу с рядом
однородной социальной информации, определяя лишнее звено.
Задания, направленные на выявление умения находить, осознанно воспринимать и точно
воспроизводить информацию, содержащуюся в тексте в явном виде; на характеристику текста или
его отдельных положений на основе изученного курса, с опорой на обществоведческие знания.
Задания, требующие конкретизации приведённых положений, проверяющее умение
иллюстрировать примерами изученные теоретические положения и понятия социальноэкономических и гуманитарных наук.
Задание-задача, требующая анализа представленной информации, в том числе статистической
и графической, объяснения связи социальных объектов, процессов, формулирования и
аргументации самостоятельных оценочных, а также прогностических суждений, объяснений
выводов. Задания, требующие составление плана развёрнутого ответа по конкретной теме.
Задания, требующее написать мини-сочинение (эссе) по одной теме из шести, предлагаемых
экзаменуемому в форме афористических высказываний.
Раздел 2. Содержательные линии«Человек и общество»»: ключевые понятия и трудные
вопросы - (8 часов)
Социум как особенная часть мира. Системное строение общества.
Понятие « общества» в узком и широком смысле. Функции общества. Общественные
отношения. Общество – динамическая система. Сферы общественной жизни. Специфические
черты общества.
Общество и природа. Понятие «природа» в узком и широком смысле. «Вторая природа».
Взаимодействие общества и природы. Противоречия общества и природы. Представления о
взаимосвязи общества и природы.
Общество и культура. Понятие «культура». Система взаимоотношений общества и
культуры. Культура и духовная жизнь. Подходы к пониманию культуры как явления
общественной жизни. Понятие «культура». Материальная культура. Духовная культура. Основные
функции культуры. Структура духовной жизни общества. Типология культур. Основные формы:
элитарная, народная, массовая. Разновидности культуры: субкультура. Влияние массовой
культуры на духовную жизнь общества. СМИ и их роль в духовной жизни общества. Функции
СМИ.

Взаимосвязь
экономической,
социальной,
политической,
духовной
сфер
общества. Взаимосвязь сфер общественной жизни общества. Взаимовлияние сфер.
Социальные институты. Социальный институт. Основные комплексы социальных
институтов. Функции социальных институтов. Социальная и личностная значимость образования.
Образование. Цель образования. Функции образования. Система образования в России. Сеть
образовательных учреждений. Комплекс принципов, определяющих функционирование системы
образования. Общие тенденции в развитии образования.
Многовариантность общественного развития. Типология обществ. Общественное
развитие. Реформа и её виды. Революция и её виды. Модернизация. Традиционное общество.
Индустриальное общество. Постиндустриальное общество. Формационный и цивилизационный
подходы к изучению общества. Западная и восточная цивилизации.
Понятие общественного прогресса. Различные взгляды на направленность общественного
развития. Сущность понятия «прогресс» и «регресс». Особенности прогресса и его критерии.
Стагнация.
Процессы глобализации и становление единого человечества. Глобализация. Основные
направления глобализации. Последствия процесса глобализации. Единство современного мира.
Основные факторы единства современного человечества.
Глобальные проблемы человечества. Термин « глобальные проблемы». Причины
возникновения. Общие черты. Главные (приоритетные) глобальные проблемы. Основные
направления разрешения глобальных проблем. Социальные прогнозы перспектив человечества.
Социальное взаимодействие и общественные отношения. Социальная связь и виды. Типы
социальных действий. Формы социального взаимодействия.
Социальные группы и их классификация. Социальная общность. Признаки социальной
общности и её виды. Виды социальных групп. Социальная структура общества. Квазигруппа.
Организация. Малая группа.
Социальный статус. Социальная роль. Социальный статус. Статусный набор. Компоненты
социального статуса. Престиж. Авторитет. Социальная роль.
Неравенство и социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная
дифференциация. Неравенство. Стратификация. Критерии стратификации. Исторические типы
стратификационных систем. Социальная мобильность. Воды социальной мобильности.
Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Социальная норма: обычаи, традиции. Нормы
морали, правовые нормы, религиозные нормы, политические нормы, эстетические нормы.
Девиантное поведение. Делинквентное поведение. Социальный контроль.
Диагностическая работа по разделу «Общество». Проверка уровня знаний и умений по
пройденной теме. Решение заданий 2 части
Раздел 3. Проблемы изучения конкретных разделов и тем в содержательных линиях
«Человек. Познание» - (8 часов)
Человек как результат биологической и социальной эволюции. Бытие человека. Теории
происхождения человека. Человек – биологическое существо. Основные отличия человека от
животного. Человек – существо социальное. Бытие человека. Потребности и интересы человека.
Деятельность человека и её основные формы. Мышление и деятельность. Деятельность.
Деятельность человека и активность животного. Основные компоненты деятельности. Виды
действий. Игра как деятельность. Общение структура общения. Функции общения. Учение. Труд.
Основные классификации деятельности. Творческая деятельность. Мышление. Типы мышления.
Цель и смысл жизни человека. Самореализация. Цель жизни. Смысл жизни. Проблема
смысла жизни человека. Самореализация.

Индивид,
индивидуальность,
личность.
Социализация
индивида. Индивид,
индивидуальность, личность. Структура личности. Социализация. Этапы социализации.
Внутренний мир человека. Сознательное и бессознательное. Внутренний (духовный) мир
человека. Структура духовного мира человека. Мировоззрение, структура мировоззрения. Типы
мировоззрения. Менталитет. Сознание, структура сознания. Самосознание бессознательное.
Отличие сознательного от бессознательного.
Самопознание. Свобода и ответственность личности. Самопознание. Самооценка. «я» концепция. Поведение. Виды социального поведения. Свобода и ответственность личности.
Познание мира. Формы познания. Познание. Процесс познания. Агностицизм, скептицизм,
оптимизм. Чувственное познание: ощущение, восприятие, представление. Рациональное познание:
понятие, суждение, умозаключение.
Истина и её критерии. Относительность истины. Что есть истина? Относительная истина,
абсолютная истина. Критерии истины. Функции практики в процессе познания.
Виды человеческих знаний. Научное познание. Знание. Виды знания. Формы знания.
Научное познание. Уровни научного познания. Структура теории. Методы научного познания:
анализ, синтез, индукция, дедукция, моделирование, абстракция.
Социальные науки и их классификация. Социальные науки, их классификация.
Социальные науки. Классификация социальных наук. Важнейшие социальные науки. Социальное
познание. Особенности социального познания. Социальный факт.
Диагностическая работа по разделу «Человек. Познание.» проверка уровня знаний и
умений по пройденной теме. Решение заданий части А, В, С.
Раздел 4. «Социальные отношения»: обзор основных позиций, сложные вопросы – (8
часов)
Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии. Определение «религия».
Происхождение религии. Религиозная вера. Культ. Атрибуты религиозного культа. Ранние формы
религии: тотемизм, анимизм, фетишизм, магия. Национально-государственные религии. Мировые
религии: буддизм, христианство, ислам. Основные функции религии.
Мораль. Нравственная культура. Понятие «мораль». Развитие норм морали: табу, обычай,
традиция, моральные правила. Происхождение морали. Понятие « нравственность». Мораль и
право: общее и различия. Важнейшие функции морали в обществе. Нравственная культура
личности. Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности. Тенденции
духовной жизни современной России.
Семья и брак как социальные институты. Семья. Функции семьи. Виды семьи. Брак виды
брака. Демографическая и семейная политика в Российской Федерации.
Молодёжь как социальная группа. Молодёжь. Особенности социального положения
молодёжи. Типы самодеятельности молодёжи.
Этнические общности. Межнациональные отношения. Этническая общность. Подходы
(теории) понимания сущности этносов, их происхождения. Виды этнических общностей.
Межнациональные отношения. Способы мирного сотрудничества. Основные тенденции развития
наций. Межнациональный конфликт. Причины и типы межнациональных конфликтов. Виды
национализма. Пути разрешения межнациональных проблем. Национальная политика в
Российской Федерации.
Социальный конфликт и пути его разрешения. Конфликт и его участники. Причины,
повод, противоречия конфликта. Виды противоречий. Социальный конфликт и виды. Функции
социальных конфликтов.

Социальные процессы в современной России. Социальные процессы в современной России.
Стратификационная структура российского общества. Основные тенденции развития социальной
структуры современного российского общества
Диагностическая работа по разделу «Духовная жизнь общества». Диагностическая
работа по разделу «Социальные отношения». Проверка уровня знаний и умений по пройденной
теме. Решение заданий 2 части
Раздел 5. «Экономика»: обзор основных позиций, сложные вопросы - (8 часов)
Экономика: наука и хозяйство. Термин «экономика». Экономика – это хозяйство.
Производство, распределение, обмен, потребление. Факторы производства. Экономика как наука.
Функции экономической теории. Макроэкономика. Микроэкономика.
Экономические системы. Экономическая система. Основные типы экономических систем:
традиционная, централизованная (плановая), рыночная, смешанная. Многообразие рынков. Спрос,
закон спроса. Предложение, закон предложения.
Экономическое содержание собственности. Собственность. Право собственности.
Экономическое содержание собственности. Виды собственности.
Измерители экономической деятельности. Система национальных счётов. ВВП. ВНП. НД.
Экономический цикл и экономический рост. Экономический цикл. Фазы экономического
цикла. Причины циклического развития экономики. Виды кризисов. Экономический рост.
Экономика и государство. Роль государства в экономике. Правовое регулирование.
Денежно-кредитная политика. Инфляция и её виды. Банковская система. Налогово-бюджетная
политика. Инфляция и её виды. Банковская система. Налогово-бюджетная политика. Налоги,
функции налогов. Государственный бюджет. Государственный долг.
Мировая экономика: внешняя торговля, международная финансовая система. Мировая
экономика. Международное разделение труда (МРТ). Мировой рынок. Международная торговля.
Типы экономической интеграции. Структура международной валютно-финансовой системы.
Экономика потребителя. Экономика производителя. Потребитель. Цель потребителя.
Рациональное поведение потребителя. Доход потребителя. Уровень жизни. Бизнес,
предпринимательство. Виды предпринимательства. Основные принципы, регулирующие
предпринимательскую деятельность. Функции предпринимательства.
Рынок труда. Безработица. Рынок труда. Характерные черты конкурентного труда.
Заработная плата. Прожиточный минимум. Безработица. Причины безработицы. Основные виды
безработицы. Последствия безработицы.
Диагностическая работа по разделу «Экономика». Проверка уровня знаний и умений по
пройденной теме. Решение заданий 2 части
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ – 1час
11 класс – 68 часа
Раздел 1. Содержательная линия «Политика»: систематизация знаний учащихся при
изучении основных теоретических вопросов – (16 часов)
Власть её происхождение и виды. Подходы к решению вопроса о природе власти.
Компоненты власти. Классификации (типологии) власти. Политическая власть иеё признаки и
разновидности. Типы политической власти. Государственная власть. Теория разделения властей.
Политическая система, её структура и функции. Политическая система общества и её
структура. Структурные компоненты (подсистемы) политической системы общества. Функции
политической системы. Основные теории происхождения государства. Государство, признаки
государства. Функции государства. Формы правления: монархия, республика. Формы

государственно-территориального устройства: унитарное, федеративное, конфедерация.
Политические режимы.
Политические партии и движения. Становление многопартийности в России.
Избирательные системы. Политическая партия и её черты. Виды политических партий. Партийная
система, типы партийных систем. Политические движения. Виды политических движений.
Основные этапы становления многопартийности в России. Политическая идеология. Основные
этапы формирования идеологий. Политическая культура: компоненты, функции, типы
политических идеологий.
Гражданское общество и правовое государство. Правовое государство: признаки,
предпосылки создания, пути формирования. Основные подходы к определению сущности
гражданского общества. Предпосылки создания гражданского общества. Структура и функции
гражданского общества.
Человек в политической жизни. Политическое участие. Политический статус личности.
Политическая роль личности. Типы политических ролей. Политический лидер. Особенности
политического лидерства. Политическое участие. Виды политического участия. Основные типы
политической деятельности.
Диагностическая работа по разделу «Политика». Проверка уровня знаний и умений по
пройденной теме. Решение заданий 2 части
Раздел 2. «Право»: основные теоретические положения содержательной линии и
проблемные вопросы – (14 часов)
Право в системе социальных норм. Социальные нормы: типы, функции. Норма права,
признаки нормы права. Структура нормы права: гипотеза, диспозиция, санкция. Виды правовых
норм. Право в системе социальных норм: особенности взаимодействия. Теории происхождения
права, признаки и функции права.
Система права: основные отрасли, институты, отношения. Система права: институт права,
подотрасль, отрасль права. Виды институтов права. Основные отрасли российского права.
Источники права. Правовые акты. Источник (форма) права. Виды источников права:
правовой обычай, судебный прецедент, правовая доктрина, нормативно-правовой акт. Виды
нормативно-правовых актов: закон, подзаконный акт.
Правонарушения. Правоотношения,
участники.
Структура
правоотношений.
Правонарушение. Состав (структура) правонарушения. Виды правонарушений: преступление,
проступок.
Конституция РФ. Конституция. Этапы конституционного развития России. Особенности
Конституции РФ: структура, содержание.
Юридическая ответственность и её виды. Признаки юридической ответственности.
Принципы юридической ответственности. Основные виды юридической ответственности.
Функции.
Основные понятия и нормы административного, гражданского, трудового, семейного и
уголовного права в Российской Федерации. Характеристика основных отраслей российского
законодательства: основные источники, основные понятия и нормы.
Международные документы о правах человека. Всеобщая декларация прав человека.
Международный пакт о гражданских, политических, экономических, социальных и культурных
правах. Судебная защита. Правосудие. Система международной защиты прав человека.
Правовая
культура. Правовая
культура:
структура,
уровни.
Правосознание.
Правотворчество. Законность. Правопорядок. Функции правовой культуры. Значение правовой
культуры.

Раздел 3. Элементы обществоведческой подготовки, проверяемые в рамках ЕГЭ – (32
часа)
Итоговая зачётная работа. Пробный ЕГЭ Проверка уровня подготовки учащихся к Единому
государственному экзамену.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».