РП Дискуссионные вопросы истории 10-11 класс

Приложение 38
к приказу от 30.08.2024 № 157
«О
внесении
изменений
в
основные
общеобразовательные
программы начального общего
образования, основного общего
образования,
среднего общего
образования МАОУ СОШ № 20»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Дискуссионные вопросы изучения истории России XX в.»
для обучающихся 10 – 11 классов

п. Баранчинский 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В плане на изучение курса «Дискуссионные вопросы изучения
истории России XX в.» отводится 1 час в неделю в 10 классе, всего –
34 ч., в 11 классе отводится 2 час в неделю, всего – 66 ч.
Цель данного курса: содействие углубленному
изучению курса истории России в 10-11 кл.
Задачи данного курса:
 расширение знаний обучающихся по истории России данного
периода;
 развитие умения самостоятельно приобретать и применять на
практике полученные знания; творческие способности;
 формирование и развитие коммуникативных навыков, которые
способствуют умению работать в группе, вести дискуссию;
 подведение к осознанию обучающимися многогранности,
сложности и противоречивости событий и явлений
отечественной истории, а также причин неоднозначности их
восприятия обществом и исторической наукой в прошлом и
настоящем;
Программа элективного курса «Дискуссионные вопросы изучения
истории России XX в.» предполагает более высокий уровень
обобщения
материала,
углубление
сложившихся
ранее
представлений на основе знакомства с различными точками зрения и
подходами, для формирования целостной и всесторонней картины
исторического развития России в XX в.
Планируемые результаты освоения курса
Личностные результаты:
 Складывание российской идентичности, способности к
осознанию российской идентичности в поликультурном
социуме, чувства причастности к историко-культурной
общности российского народа и судьбе России, патриотизма,
готовности к служению Отечеству, его защите.
 Формирование уважения к своему народу, чувства
ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою
Родину, прошлое и настоящее многонационального народа
России, уважения к государственным символам.
 Формирование уважения к русскому языку, являющемуся
главным фактором национального самоопределения.
 Воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям
народов, проживающих в РФ.
Метапредметные результаты:
Самостоятельно определять цели, ставить и формулировать
собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных

ситуациях.
Оценивать ресурсы, необходимые для достижения поставленной
цели.
Сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для
достижения целей ресурсы.
Организовывать эффективный поиск ресурсов для достижения
поставленной цели.
Определять несколько путей достижения поставленной цели.
Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных
позиций.
Распознавать и фиксировать противоречия в информационных
источниках.
Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его
основе новые задачи.
Искать и находить обобщенные способы решения задач.
Приводить критические аргументы, как в отношении собственного
суждения, так и в отношении действий и суждений другого.
Предметные результаты:
Владеть системными историческими знаниями, служащими основой
для понимания места и роли России в мировой истории, соотнесения
(синхронизации) событий и процессов всемирной, национальной и
региональной/локальной истории.
Характеризовать особенности исторического пути России, ее роль в
мировом сообществе.
Определять исторические предпосылки, условия, место и время
создания исторических документов.
Использовать приемы
самостоятельного поиска
и
критического
анализа
историко-социальной информации в
Интернете, на телевидении, в других СМИ, ее систематизации и
представления в различных знаковых системах.
Определять причинно-следственные, пространственные, временные
связи между важнейшими событиями (явлениями, процессами).
Различать в исторической информации факты и мнения,
исторические описания и исторические объяснения.
Находить и правильно использовать картографические источники
для реконструкции исторических событий, привязки их к
конкретному месту и времени.
Презентовать историческую информацию в виде таблиц, схем,
графиков.
Раскрывать сущность дискуссионных, «трудных» вопросов истории
России, определять и аргументировать свое отношение к различным
версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей
на основе представлений о достижениях историографии.
Соотносить и оценивать исторические события локальной,
региональной, общероссийской и мировой истории Обосновывать с

опорой на факты, приведенные в учебной и научно-популярной
литературе, собственную точку зрения на основные события истории
России.
Применять приемы самостоятельного поиска и критического
анализа историко-социальной информации, ее систематизации и
представления в различных знаковых системах.
Критически оценивать вклад конкретных личностей в развитие
человечества.
Изучать
биографии
политических
деятелей,
дипломатов,
полководцев
на
основе
комплексного
использования
энциклопедий, справочников.
Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности
исторических личностей и политических групп в истории.
Самостоятельно анализировать полученные данные и приходить к
конкретным результатам на основе вещественных данных,
полученных в результате исследовательских раскопок.
Объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности
исторических личностей и политических групп в истории.
Давать комплексную оценку историческим периодам (в
соответствии с периодизацией, изложенной в историко культурном стандарте), проводить временной и пространственный
анализ.
Обучающиеся на углубленном уровне получат возможность
научиться:
Использовать принципы структурно-функционального, и
пространственного анализа при работе с источниками,
интерпретировать и сравнивать содержащуюся в них информацию с
целью реконструкции фрагментов исторической действительности,
аргументации выводов, вынесения оценочных суждений.
Анализировать и сопоставлять научные версии и оценки
исторического прошлого, отличать интерпретации, основанные на
фактическом материале, от заведомых искажений, фальсификации.
Устанавливать
причинно-следственные,
пространственные,
временные связи исторических событий, явлений, процессов на
основе анализа исторической ситуации;
Определять и аргументировать свое отношение к различным
версиям, оценкам исторических событий и деятельности личностей
на основе представлений о достижениях историографии.
Применять элементы источниковедческого анализа при работе с
историческими материалами (определение принадлежности и
достоверности источника, обстоятельства и цели его создания,
позиций авторов и др.), излагать выявленную информацию,
раскрывая ее познавательную ценность.
Целенаправленно применять элементы методологических знаний
об историческом процессе, начальные историографические умения в

познавательной, проектной, учебно-исследовательской деятельности,
социальной практике, поликультурном общении, общественных
обсуждениях и т.д.
Знать основные подходы (концепции) в изучении истории.
Знакомиться с оценками «трудных» вопросов истории.
Работать
с
историческими
источниками,
самостоятельно
анализировать документальную базу по исторической тематике;
оценивать различные исторические версии.
Исследовать с помощью исторических источников особенности
экономической и политической жизни Российского государства в
контексте мировой истории XX в.
Корректно использовать терминологию исторической науки в ходе
выступления, дискуссии и т.д.; представлять результаты историкопознавательной деятельности в свободной форме с ориентацией
на заданные параметры деятельности.
Содержание программы
10 класс
Тема 1. Проблемы модернизации в развитии России начала ХХ
века. 2 ч.
Россия – «развивающееся общество» на рубеже веков. «Зависимое
развитие». Концепция Эванса применительно к России. Анализ
возможностей быстрого экономического развития страны. Три группы
стран и их роль в мировом экономическом процессе. «Германский
путь» Н. Х. Бунге, И. Л. Вышнеградского, С. Ю. Витте. Попытки
внедрения «британской модели» С. Ю. Витте и причины неудачи.
Альтернатива однолинейному объяснению проблемы модернизации
России начала ХХ в. Второй вариант модернизации, предложенный
«народниками», его анализ. Процесс модернизации в советский
период и его последствия. «В ожидании шестой революции».
Тема 2. Был ли неизбежен Октябрь 1917 года? 6 ч.
1917 год: возможность исторического выбора. Оценки событий 1917
года западными историками. Идеологическая доктрина событий
Октября 1917 г. В СССР. Взгляды на Октябрь современных
российских историков. Выявление и анализ альтернатив: Керенский,
Корнилов, Ленин. Причины краха после февральской демократии и
победы большевиков.
Тема 3. Гражданская война: новые подходы. 4 ч.
Гражданская война – трагедия русского народа… Проблема
периодизации Гражданской войны. Три похода Антанты: миф или
реальность? Кто виновник Гражданской войны? Причины победы
«красных» и поражения «белых». Две армии одного народа.
Альтернативы «Ледяному» походу Добровольческой армии.
Альтернативные сценарии: «Белый крест», «Московский поход
Каледина», «Царицынский поход Корнилова», «Волжский поход

Деникина».
Тема 4. Индустриализация и командно-административная система.
4ч
Необходимость, цели, средства и источники накопления. Начальный
этап социалистической индустриализации. Индустриальное развитие
СССР в годы первой и второй пятилеток. Главные итоги
социалистической индустриализации. Альтернативные варианты
проведения индустриализации советским экономистом Фельдманом
Г. А. Кадры. Анализ планов и реальных сроков их выполнения.
Проблемы стахановского движения и рабочего самоуправления.
«Незначительные жертвы» индустриализации.
Тема 5. Коллективизация – трагедия крестьянина - труженика? 4 ч.
Начало коллективизации. Этапы проведения коллективизации.
Категории
кулачества.
Антикулацкие
меры.
«Успехи»
коллективизации. Сопротивление крестьян. Итоги коллективизации и
ее последствия. Голод 1923–1933 гг. Альтернативный план
преобразования сельского хозяйства А. В. Чаянова. Трактовка
решения аграрной проблемы ученого-агрария Н. Д. Кондратьева.
Тема 6. Триумфальное поражение? О советско-финской войне
1939– 1940 гг. 2 ч.
Причины, повод, начало и ход советско-финской войны. Соотношение
сил. Линия Маннергейма – серьезное препятствие для продвижения
советских войск. Упорное сопротивление финнов. Планы Сталина.
Итоги и значение войны.
Тема 7. Споры вокруг версии о превентивном ударе СССР во
время войны. 3 ч.
Официальная историография о внезапности нападения германии на
Советский Союз. Анализ знаменитого сообщения ТАСС от 14 июня
1941 г. Дискуссия о намерениях Сталина нанести превентивный удар
по Германии.
Тема 8. Страх или Свобода? О причинах победы под
Сталинградом. 2 ч.
Приказ № 227 «Ни шагу назад!» сыграл важнейшую роль в ходе
Сталинградской битвы и помог остановить врага. Разные оценки
приказа № 227. Психологическая готовность советских людей к
борьбе с врагом. Цена победы – большая кровь. Боевая мощь
советского военного искусства. Не страх, а свобода – главная причина
успеха. Великое мужество, героизм, самоотверженность нашего
народа, его патриотизм – залог Победы.
Тема 9. От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый
надвое. 4 ч.
Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную
войну»? Сравнительный анализ версий и предположений советских и
западных историков и политологов о виновниках «холодной» войны.
Взгляд современных отечественных историков на проблемы

«холодной войны». Истоки «холодной войны. Противники (создание
военных блоков). Театры военных действий. Гонка вооружений,
борьба за влияние в странах третьего мира. Маккартизм – миф или
реальность? Горячие точки «холодной войны». Разрядка и окончание
«холодной войны». Важнейшие соглашения в области контроля над
вооружением. Сегодня мир, а что дальше? Размышления о
предотвращении трагических последствий войны.
Тема 10. Если бы ГКЧП пришел к власти в августе 1991 г. 3 ч.
Хроника августовских событий. Версия М. С. Горбачева о причинах и
начале путча. «Проигрывание» неосуществленных сценариев августа
1991 г. «Жесткий» сценарий (точка зрения ортодоксальных
марксистов). «Мягкий» сценарий. Теория экономиста В. Леонтьева.
11 КЛАСС
ТЕМА 1. Оценка деятельности СССР в условиях «холодной
войны». 14 ч.
От «горячей» войны к «холодной». Мир, расколотый надвое.
Анализ ситуации в мире после войны. Кто развязал «холодную
войну»? Сравнительный анализ версий и предположений советских и
западных историков и политологов о виновниках «холодной» войны.
Взгляд современных отечественных историков на проблемы «холодной
войны». Истоки «холодной войны. Противники (создание военных
блоков). Театры военных действий. Гонка вооружений, борьба за
влияние в странах третьего мира. Маккартизм – миф или реальность?
Горячие точки «холодной войны». Разрядка и окончание «холодной
войны». Важнейшие соглашения в области контроля над вооружением.
Сегодня мир, а что дальше? Размышления о предотвращении
трагических последствий войны.
ТЕМА 2. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева. 14
ч.
XX съезд КПСС и осуждение культа личности И. Сталина.
Реабилитация жертв политических репрессий. Реорганизация
государственных органов, партийных и общественных организаций.
Новая Программа КПСС и проект Конституции СССР.
Экономический курс Г.М. Маленкова. Развитие промышленности.
Развитие сельского хозяйства. Социальное и культурное развитие.
Роль и оценка деятельности Н.С. Хрущева.
ТЕМА 3. ОЦЕНКА ПЕРИОДА ПРЕБЫВАНИЯ У ВЛАСТИ Л.И.
БРЕЖНЕВА И РОЛИ ДИССИДЕНТСКОГО ДВИЖЕНИЯ В
ИСТОРИИ СТРАНЫ. 14 ч.
Л.И. Брежнев и смена политического курса. Новые идеологические
ориентиры. Концепция «развитого» социализма. Конституция СССР
1977 г. «Косыгинские» реформы, их оценка и последствия. Научные и
технические приоритеты. Социальная структура и
политика.

Исчерпание потенциала экстенсивной индустриальной
модели развития. Возникновение «экономики дефицита».
Диссидентское движение, его лидеры и их роль в истории.
Оценка их деятельности и результатов. Борьба советского
государства с диссидентством.
ТЕМА 4. ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ, ОЦЕНКА ПЕРИОДА
РАСПАДА СССР. 14 ч.
Нарастание кризисных явлений в советском обществе. Предыстория
перестройки. Начало экономических преобразований в СССР.
Теоретики и практики перестройки. «Рыночный» социализм. Идейный
раскол в рядах деятелей перестройки. Международные отношения.
Политическая реформа Михаила Горбачева. Хроника августовских
событий. Версия М. С. Горбачева о причинах и начале путча. Что
произошло в августе 1991 г. на самом деле: взгляд через годы…
«Проигрывание» неосуществленных сценариев августа 1991 г. «Жесткий»
сценарий (точка зрения ортодоксальных марксистов). «Мягкий» сценарий.
Теория экономиста В. Леонтьева. Беловежская пуща. Распад СССРгеополитическая катастрофа или победа демократии.
ТЕМА 5. ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПОБЕД Б.Н. ЕЛЬЦИНА В
ПОЛИТИЧЕСКИХ СХВАТКАХ 90-х. 12 ч.
«Шоковая» терапия в экономике. Корректировка курса реформ. Падение
жизненного уровня населения. Россия в мировой экономике. Разработка
новой Конституции России. Политико-конституционный кризис 1993 г.
Конституция России 1993 г. и ее значение. Российская многопартийность и
строительство гражданского общества. Президентские выборы 1996 г.
Межнациональные отношения и национальная политика в 1990 гг. Военнополитический кризис в Чеченской республике. Новое место России в мире.
Политическая жизнь в нач. XXI в.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
10 класс
№
Тема занятия
КолФормы проведения
во
п/п
часов
Дискуссия
с
1. Проблемы
2
модернизации
в
элементами
развитии
России
исторического
моделирования,
начала ХХ в.
работ
с
историческими
источниками.
Лекция
учителя,
работа
с
2. Был ли неизбежен
6
Октябрь 1917 г.?
источниками, картой, просмотр
презентации,
тестирование
Лекция
учителя,
3. Гражданская война:
4
новые подходы.
альтернативнопроектное моделирование, написание
эссе

Индустриализация и
командноадминистративная
система.
Коллективизация –
трагедия крестьянина
труженика?

4

Работа с документами, дискуссия в
форме
«круглого стола»,
тестирование

4

Лекция

Триумфальное
поражение?
(О
советско-финской
войне 1939/40 гг.)
Споры вокруг версии о
превентивном ударе
СССР во время войны.

2

8.

Страх или Свобода?
(О причинах победы
под Сталинградом).

2

9.

От «горячей» войны к
«холодной». Мир,
расколотый надвое.
Если бы ГКЧП пришел
к власти в августе 1991
года…

4

Итого

34

4.

5.

6.

7.

10.

3

3

учителя,
совместное
выдвижение версий, работа с
документами, ролевая игра.
Просмотр
презентации,
работа
с
документами, картой.
Просмотр
видеофрагмент
ов, обсуждение данной темы,
работа с историческими
источниками
Просмотр
видеофрагмен
тов, обсуждение данной темы,
работа с историческими
источниками,
Лекция
учителя,
работа
с
историческими источниками,
индивидуальный зачет
Проблемно-проектная
дискуссия,
работа с документами, подведение
итогов,
заключительное
тестирование

11 класс
№
п\п
1.

2.

3.

Наименование темы
Оценка деятельности
СССР в условиях
«холодной войны»
Причины, последствия и
оценка реформ Н.С.
Хрущева.
Оценка периода
пребывания у власти Л.И.
Брежнева роли
диссидентского

КолФормы проведения
во
часов
Лекция учителя, работа с
14
источниками, картой, просмотр
презентации.
Дискуссия с элементами
14
исторического моделирования, работа
с историческими источниками.
Лекция учителя, альтернативно14
проектное
моделирование,
написание эссе на заданную тему.

4.

5.

движения в истории
страны.
Причины, последствия,
оценка периода распада
СССР
Причины и последствия
побед Ельцина в
политических схватках
1990-х гг.
Итого

14

12

66 ч

Работа

с документами,
дискуссия
в
форме «круглого стола».
Лекция учителя, совместное
выдвижение
версий, работа с документами,
ролевая игра.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».