РП КВД Теория и практика написания сочинений 10-11 класс

Приложение 29
к приказу от 30.08.2024 № 157 «О
внесении изменений в основные
общеобразовательные программы
начального общего образования,
основного общего образования,
среднего
общего
образования
МАОУ СОШ № 20»

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Теория и практика написания сочинений»
для обучающихся 10-11 классов

п. Баранчинский 2024

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Теория и практика написания сочинений» для 10- 11
классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
основного общего образования (ФГОС ООО), основной образовательной программы
основного общего образования МАОУ СОШ № 20
П.А.Полушкина

г.Кушва

п.Баранчинский

им. Героя Советского Союза

Свердловской

области,

примерной

общеобразовательной программы по русскому языку.
Программа «Теория и практика написания сочинений» для 10-11 классах изучается в
объеме 70 часов в год (2 час в неделю) на основании учебного плана образования МАОУ
СОШ № 20
Свердловской

им. Героя Советского Союза П.А.Полушкина г.Кушва п.Баранчинский
области

Реализуется на

основе

следующих

нормативно-правовых

документов и материалов:
- Положение о рабочих программах и учебных курсах МАОУ СОШ № 20;
-Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования РФ к
использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на
2024/ 2025 уч. год
- Программы курса «Русский язык». 10-11 классы. Базовый уровень/ авт.-сост. Л.М.
Рыбченкова, О.М.Александрова. – М.: АО «Издательство «Просвещение», 2019.
-Программа курса «Литература».11 класс. Базовый уровень./авт.-сост. С.А.Зинин,
В.А.Чалмаев.- М.: ООО «Русское слово- учебник», 2014, 2018.
Структура программы соответствует требованиям ФГОС ООО и содержит
разделы:
1) планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
2) содержание учебного предмета, курса;
3) тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы.
В 2014 г. в «Приказ об утверждении порядка проведения государственной
итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования»
были внесены изменения, на основе которых выпускников школ РФ обязали писать
итоговое выпускное сочинение по допуску к ЕГЭ. При этом задание 27 (сочинениерассуждение по тексту) в ЕГЭ по русскому языку по-прежнему является важной и
сложной (задание повышенного уровня сложности) частью всего экзамена. Данные
сочинения направленны на выявление уровня коммуникативных компетенций учащихся:
 чтение (понимание логики

высказывания, зрелость суждений);

 выражение собственного

мнения;

 употребление аргументов
 уровень

и фактов в поддержку своих мыслей;

критического мышления;

 владение языковыми
 развернутое

тропами;

высказывание в соответствии с коммуникативной задачей;

 владение языковыми

нормами при выражении мысли в письменной форме.

В связи с этим для учащихся 11 классов введен курс «Теория и практика написания
сочинений».
Актуальность выбранного

направления

определяется

ведущей

ролью

коммуникативных компетенций, ведь в нашей жизни постоянно возникают речевые
ситуации различных характеров, и неумение владеть ими и анализировать их может
привести к возникновению

трудностей восприятия нашей речи в полной мере.

Следовательно, нужно более глубокое познание форм и методов анализа как чужой речи
(на основе художественных произведений), так и собственной (на основе свойств и
взаимоотношений людей и вещей).
Вся работа направлена на получение качественных знаний, умений и навыков.
Сочинения по литературе и по русскому языку основываются на достижениях
лингвистической науки и призвано обучить умелой, искусной речи, вызвать интерес к
изучению литературы, научить думать и анализировать самостоятельно. Подготовка к
написанию итогового выпускного сочинения по литературе и к 27 заданию в ЕГЭ по
русскому языку сопутствуют анализу и восприятию текстов разной жанровой
принадлежности.
Целью данной программы является помощь учащимся в обобщении полученных
знаний по литературе, развитии умений разностороннего анализа текстов, развитии
умений формулировать и развернуто высказывать свое мнение, подтверждая его
аргументами и фактами.
Задачами курса являются:
 совершенствование навыков

выражать собственное мнение;

 формирование

умений следить за логикой высказывания;

 формирование

умений отбирать аргументы и факты в поддержку своих мыслей;

 развитие исследовательских
 формирование

навыков;

умений строить развернутое высказывание в соответствии с

коммуникативной задачей;
 формирование навыков

анализа художественных текстов и критических статей;

 развить

умение использовать языковые тропы.

Содержание программы курса полностью соответствует целям и задачам основной
общеобразовательной программы среднего общего образования, срок реализации 20242025 уч.г.
Структура программы включает в себя следующие разделы: пояснительная записка,
планируемый результаты освоения обучающимися программы курса, тематическое
планирование, содержание курса.
Элементы программы э курса частично отражают содержание программного
материала гуманитарных учебных предметов (русский язык, литература).
Виды деятельности подобраны с учетом возрастных и мыслительных особенностей
учащихся.
В зависимости от уровня освоенности понятийного аппарата проводятся лекционные
уроки с изучением теоретических сведений.
В ходе работы с текстом проходят практикумы по разностороннему анализу
художественных текстов и критических статей.
Практический итог курса – полноценное восприятие художественных произведений
и критических статей, способность разностороннего анализа, написание сочинениярассуждения на заданную тему и по тексту.
Принципы программы:
 Включение

учащихся в активную деятельность.

 Доступность
 Связь
 Учёт

и наглядность.

теории с практикой.

возрастных особенностей.

 Сочетание индивидуальных
 Целенаправленность

и коллективных форм деятельности.

и последовательность деятельности (от простого к сложному).

Планируемые результаты освоения курса «Теория и практика написания
сочинений».
Личностные результаты:
- понимание и интерпретирование читаемого текст (адекватно
воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);
- определение его основной темы, важнейшей мысли, позиции автора;
- оценивание позиции автора, на этой основе формирование замысла

собственного высказывания, определение его основной мысли;
- выстраивание композиции письменного высказывания, подчиняя её
логике выражения своего коммуникативного намерения;
Планируемые личностные результаты на основе Рабочей программы воспитания МБОУ
СШ №4 имени Героя Советского Союза А.Б. Михайлова г. Вязьмы Смоленской области
отражают сформированность социально значимых отношений школьников, и, прежде
всего, ценностных отношений :
- к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос;
- к культуре как духовному богатству общества;
- к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как
результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
- к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и
оптимистического взгляда на мир;
- к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
- к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу
его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
- к природе как источнику жизни на Земле;
- окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным
социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и
взаимоподдерживающие отношения.
Метапредметные результаты:
- выбор нужных для данного случая стиля и типа речи;
- отбор языковых средств, обеспечивающих точность и выразительность
речи;
- соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических и
пунктуационных;
- определение своей, личностной, позиции и способность корректного ее
выражения;
- соблюдение принятых в культурном обществе нормы речевого
поведения.
Предметные результаты:

- составление текста, связанного с особенностями публицистического и
художественного стилей;
- работа по написанию текстов в жанре эссе;
- работа по написанию текстов сочинений;
- редактирование собственных текстов.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
Номер
урока

1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.

Содержание (разделы, темы)

Введение. Цели и задачи факультативного курса «Теория и
практика написания сочинения разных жанров»
Теория сочинения (39ч.)
Сочинение как вид творческой работы. Требования к сочинению.
Сочинение как вид творческой работы. Требования к сочинению.
(п/р)
Стили речи.
Стили речи. (п/р)
Типы речи.
Типы речи. (п/р)
Рассуждение и его отличительные особенности
Рассуждение и его отличительные особенности
Структура сочинения-рассуждения, его композиция.
Структура сочинения-рассуждения, его композиция.
Шаблон написания сочинения -рассуждения
Шаблон написания сочинения -рассуждения
Виды вступлений. Виды концовок.
Виды рассуждения. Их особенности и языковые средства
оформления.
Виды рассуждения. Их особенности и языковые средства
оформления.
Рассуждение- доказательство.
Рассуждение- доказательство.
Рассуждение- объяснение.
Рассуждение- объяснение.
Рассуждение-размышление.
Рассуждение-размышление.
Ключевые слова текста.
Ключевые слова текста. (п/р)
Тема, идея текста.
Тема, идея текста.(п/р)
Формулировка основной проблемы исходного текста.

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.
37.
38.
39.
40.

41.
42.
43.
44.
45.
46.
47.
48.
49.
50.
51.
52.
53.
54.
55.
56.
57.
58.
59.
60.
61.
62.
63.
64.
65.
66.

Формулировка основной проблемы исходного текста.
(т/р)
Комментируем основную проблему текста
Комментируем основную проблему текста. (т/р)
Способы выражения авторской позиции.
Способы выражения авторской позиции.(т/р)
Формулировка собственной позиции по проблеме, аргументация.
Формулировка собственной позиции по проблеме, аргументация.
Формулировка собственной позиции по проблеме, аргументация.
(п/р)
Смысловая цельность, речевая связность и последовательность
изложения.
Смысловая цельность, речевая связность и
последовательность
изложения.
Отработка теоретического материала по теме «Сочинениерассуждение».
Отработка теоретического материала по теме «Сочинениерассуждение».
Отработка теоретического материалапо теме «Сочинениерассуждение».
Практика сочинения (14ч.)
Комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста
Комплексный анализ текста
Написание сочинения, тема которого задана цитатой.
Написание сочинения, тема которого задана цитатой.(п/р)
Написание сочинения, тема которого задана цитатой.(п/р)
Практика написания сочинения-рассуждения.
Практика написания сочинения-рассуждения.
Практика написания сочинения-рассуждения.
Практика написания сочинения-рассуждения.
Практика написания итогового сочинения по литературе
Практика написания итогового сочинения по литературе
Практика написания итогового сочинения по литературе
Практика написания итогового сочинения по литературе
Нормы литературного языка (14ч.)
Нормы литературного языка.
Нормы литературного языка.
Нормы литературного языка. Тест
Виды ошибок (речевые).
Виды ошибок (речевые).
Виды ошибок (речевые).
Виды ошибок (грамматические).
Виды ошибок (грамматические).
Виды ошибок (грамматические).
Работа с разными видами словарей.
Работа с разными видами словарей (п/р)
Рецензирование сочинений. Редакторская правка.

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

67.
68.

Рецензирование сочинений. Редакторская правка.
Итоговое занятие

1
1

Тематическое планирование учебного курса.
11 класс
№

Тема

Количество
уроков

1

5-6

Введение. Задачи программы «Теория и практика написания
сочинения». Спецификация ЕГЭ по русскому языку 2024-2025
учебного года.
Структура ЕГЭ, сочинение (задание 27). Критерии оценивания.
Изменения в КИМе 2024-2025 уч. г.
Композиция сочинения-рассуждения. Работа с текстом из
демоверсии.
Анализ сформулированной проблемы.

7-8

Авторская позиция. Комментарии к авторской позиции.

2

9

Зачин сочинения-рассуждения. Как начать?

1

10-11

Пробное сочинение.

2

12-13

Анализ работ учащихся, редактирование.

2

14-15

Тема и проблема текста. Как понять/осмыслить проблему?

2

16-17

Как прокомментировать авторскую позицию. Виды комментария.

1

18-19

Позиция автора. Лексические и синтаксические средства выражения
авторской позиции
Как выразить собственное мнение по проблеме текста.

2

1

22-23

Что такое аргумент? Типы аргументирования. Способы ввода
аргументов.
Сочинение. Практикум.

24-26

Анализ ошибок. Корректировка сочинения.

3

27-28

Построение текста, абзацное членение, логические ошибки.

2

29

Фактические ошибки.

1

30

Соблюдение этических норм.

1

31

Соблюдение языковых норм, виды ошибок.

32-33

Речевые, грамматические ошибки.

2

34-35

Точность и выразительность речи.

2

36

Финал сочинения.

1

1

2
3-4

20
21

1
2
2

1

2

37-38

Практикум по критериям оценивания К1-К6.

2

39-47

9

50

Как писать сочинение-рассуждение по тексту художественного
стиля.
Итоговая работа по оцениванию текстов в соответствии с
критериями ЕГЭ.
Итоговое сочинение.

51

Анализ работ учащихся, корректировка сочинений.

1

52-66

Практикум написания сочинения ЕГЭ. Работа с текстами из
сборника Р.А.Дощинского. Анализ работ. Корректировка.

15

48-49

2
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».