ПРИЛОЖЕНИЕ 2
к основной общеобразовательной программе
среднего общего образования МАОУ СОШ № 20
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «География»
для обучающихся11 класса
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «География» составлена в соответствии:
Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральным государственным стандартом среднего (полного) общего образования,
утверждённым приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 года № 287 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования»
Санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденные
постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28
сентября 2020 г. N 28
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом курсу географии на ступени среднего (полного) общего
образования предшествует курс географии основной школы.
На изучение курса географии в 11 классах отводится 34 ч ( 1 ч в неделю )
Срок реализации программы: 2024 -2025 уч.год
Планируемые предметные результаты изучения курса географии 11 класса
- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными
ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир,
ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и
смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные
компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной
деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и
программа его жизнедеятельности в целом.
- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и
общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества,
отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных
явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и
культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации
свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира,
расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере
самостоятельной
методологической,
познавательной
деятельности,
общеучебной
деятельности.
включающей
Сюда
входят
элементы
логической,
способы
организации
целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым
объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из
окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем,
действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования
функциональной
грамотности:
умение
отличать
факты
от
домыслов,
владение
измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов
познания.
- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в
учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение
современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер,
принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись,
электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее
преобразование, сохранение и передача.
-
Коммуникативные
компетенции.
Знание
языков,
способов
взаимодействия
с
окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе,
владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать
письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих
компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество
реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени
обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
-
Социально-трудовые компетенции.
Выполнение роли гражданина,
наблюдателя,
избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи.
Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального
самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию
на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть
этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов
физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и
самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и
возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых
современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности,
культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной
гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая
культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Универсальные учебные действия, которыми должны овладеть учащиеся в процессе освоения
курса в 11 классе
Требования к личностным, метапредметным, предметным результатам по географии, за курс 1011 классах должны отражать уровень подготовки обучающихся на конец учебного года в
соответствии с ФГОС, образовательной программой образовательного учреждения, а также ГИА и
ЕГЭ.
В них отражаются: основные идеи и система ценностей, формируемые учебным предметом;
конечная система знаний; перечень умений и навыков, способов деятельности; перечень проблем,
которые учащиеся должны научиться решать, творчески изучая данный предмет. Требования к
уровню усвоения должны быть не ниже требований, сформулированных в ФГОС общего
образования.
Метапредметные результаты обучения курсу:
Учащиеся должны уметь:
ставить учебные задачи;
вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;
выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и
условиями;
выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;
планировать и корректировать свою деятельность в соответствии с ее целями, задачами и
условиями;
оценивать свою работу в сравнении с существующими требованиями;
пользоваться различными способами самоконтроля;
классифицировать в соответствии с выбранными признаками;
сравнивать объекты по главным и второстепенным признакам;
систематизировать и структурировать информацию;
определять проблему и способы ее решения;
формулировать проблемные вопросы, искать пути решения проблемной ситуации;
владеть навыками анализа и синтеза;
искать и отбирать необходимые источники информации;
использовать
информационно-коммуникационные
технологии
на
уровне
общего
пользования, включая поиск, построение и передачу информации, презентацию выполненных
работ
на
основе
умений
безопасного
использования
средств
информационно-
коммуникационных технологий и сети Интернет;
представлять информацию в различных формах (письменной и устной) и видах;
работать с текстом и внетекстовыми компонентами: составлять тезисный план, выводы,
конспект, тезисы выступления, переводить информацию из одного вида в другой (текст в
таблицу, карту в текст и т. п.);
использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи;
создавать собственную информацию и представлять ее в соответствии с учебными задачами;
составлять рецензии, аннотации;
выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении; вести
дискуссию, диалог;
находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения.
Личностные результаты обучения курсу:
Учащийся должен обладать:
российской гражданской идентичностью и гражданской позицией.
Мировоззрением и нравственным сознанием, соответствующим современному уровню
развития науки и общественной практики, основанным на диалоге культур, а также
осознанием своего места в поликультурном мире на основе усвоения общечеловеческих
ценностей.
Толерантным сознанием и поведением в поликультурном мире, готовностью и способностью
вести диалог с другими людьми.
Коммуникативными навыками сотрудничества в образовательной, общественно – полезной,
учебно – исследовательской, проектной и других видах деятельности.
Готовностью и способностью к образованию, в том числе самообразованию, сознательным
отношением к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и
общественной деятельности.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН география 11 класс ( 34 часа)
Название темы
Кол-во часов
Проверочные
Практические
работы,
работы
тестовые
итоговые работы
Тема 1
Вводные уроки курса
2
2
Тема 2
Англоязычная Америка
3
2
Тема 3
Латинская Америка
3
2
Тема 4
Западная Европа
5
Тема 5
Центрально-Восточная Европа
3
2
Тема6
Зарубежная Азия
4
2
Тема 7
Южная Азия
2
1
Тема8
Юго-Западная Азия и Северная
2
1
3
2
1
2
Африка
Тема 9
Тропическая Африка и ЮАР
Тема
Австралия и Океания
3
2
10
Тема11 Глобальные проблемы
4
1
человечества
Резерв
1
Итого:
35
2
18
11-й класс (география)
Количество часов
№ Наименование разделов и тем
п/п программы
Электронные
(цифровые)
Контрольные Практические образовательные
Всего
работы
работы
ресурсы
Раздел 1.РЕГИОНЫ И СТРАНЫ
1.Регионы мира. Зарубежная
Европа
Сентябрь
3.09
1
2. Многообразие подходов к
выделению регионов мира.
Сентябрь
1
10.09
3. Зарубежная Европа: состав
(субрегионы Западная Европа,
Северная Европа, Южная Европа,
Восточная Европа), общая
1.1
характеристика
1
1
Входной контроль
Сентябрь
17.09
4. Общие черты и особенности
природно-ресурсного капитала,
населения и хозяйства стран
субрегионов.
Сентябрь
24.09
1
1
Библиотека ФГИС
«Моя школа»
lib.myschool.edu.ru
5. Практическая работа 1.
Сравнение по уровню социальноэкономического развития стран
различных субрегионов
Зарубежной Европы с
использованием источников
географической информации (по
выбору учителя)
1
Октябрь
1.10
6. Геополитические проблемы
региона
Октябрь
1
8.10
1.Зарубежная Азия
Октябрь
1
5.11
2. Субрегионы: Юго-Западная
Азия, Центральная Азия,
Восточная Азия, Южная Азия,
Юго-Восточная Азия), общая
экономикогеографическая
характеристика.
1
Октябрь
12.11
3. Общие черты и особенности
1.2 экономико-географического
положения
1
1
Ноябрь
19.11
4. Практическая работа 2.
Сравнение международной
промышленной и
сельскохозяйственной
специализации Китая и Индии на
основании анализа данных об
экспорте основных видов
продукции
Ноябрь
19.11
1
5. Природноресурсный капитал,
население, хозяйство стран
Зарубежной Азии, современные
проблемы (на примере Китая,
Индии, Ирана, Японии)
1
Ноябрь
19.11
6. Современные экономические
отношения России со странами
Зарубежной Азии (Китай, Индия,
Турция, страны Центральной
Азии).
1
Ноябрь
16.11
1.Америка. Состав.
Декабрь
1
3.12
2. Субрегионы: Северная
Америка, Латинская Америка,
общие черты
1
Декабрь
10.12
3. Особенности
природноресурсного капитала,
населения и хозяйства
субрегионов
1.3
1
Декабрь
17.12
4. Особенности экономикогеографического положения
природноресурсного капитала,
населения, хозяйства США и
Канады, стран Латинской
Америки, современные проблемы.
1
Декабрь
24.12
5. Особенности экономикогеографического положения
природноресурсного капитала,
1
1
населения, хозяйства США и
Канады, стран Латинской
Америки, современные проблемы.
Январь
14.01
6. Практическая работа 3.
Объяснение особенностей
территориальной структуры
хозяйства Канады и Бразилии на
основе анализа географических
карт
1
Январь
21.01
1.Африка. Состав
Январь
1
28.01
2. Субрегионы: Северная Африка,
Западная Африка, Центральная
Африка, Восточная Африка,
Южная Африка, общая
экономикогеографическая
характеристика.
1
Февраль
4.02
1.4 3. Особенности
природноресурсного капитала,
населения и хозяйства стран
субрегионов. Последствия
колониализма в экономике
Африки. Экономические и
социальные проблемы региона.
Особенности экономикогеографического положения,
природноресурсного капитала,
населения, хозяйства стран
Африки (на примере ЮАР,
Египта, Алжира, Нигерии)
Февраль
11.02
1
1
4. Практическая работа 4.
Сравнение на основе анализа
статистических данных роли
сельского хозяйства в экономике
Алжира и Эфиопии
1
Февраль
25.02
1.Австралия и Океания.
Особенности географического
положения. Австралийский Союз:
главные факторы размещения
населения и развития хозяйства.
1
Февраль
1.5 4.03
2. Экономико-географическое
положение, природноресурсный
капитал.
1
Март
11.03
1.Россия на геополитической,
геоэкономической и
геодемографической карте мира
1
Март
18.03
2. Роль и место России в мировой
политике, экономике,
человеческом потенциале.
Особенности интеграции России в
мировое сообщество.
1
1.6
1
Март
25.03
3. Географические аспекты
решения внешнеэкономических и
внешнеполитических задач
развития России.
1
Практическая работа 5.
Изменение направления
международных экономических
связей России в новых
геоэкономических и
геополитических условиях
Итого по разделу
27
Раздел 2.ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
1.Глобальные проблемы
человечества. Геополитические
проблемы: проблема сохранения
мира на планете и причины роста
глобальной и региональной
нестабильности
1
Апрель
25.03
2. Геоэкология – фокус
глобальных проблем
человечества. Глобальные
экологические проблемы как
проблемы, связанные с усилением
воздействия человека на природу
и влиянием природы на человека
и его экономику.
1
Апрель
2.1 3. Глобальные проблемы
народонаселения:
демографическая,
продовольственная, роста
городов, здоровья и долголетия
человека. Взаимосвязь
глобальных геополитических,
экологических проблем и проблем
народонаселения. Возможные
пути решения глобальных
проблем. Необходимость
переоценки человечеством и
отдельными странами некоторых
ранее устоявшихся
экономических, политических,
идеологических и культурных
ориентиров.
1
1
Апрель
4. Участие России в решении
1
глобальных проблем.
Практическая работа 6.
Выявление примеров взаимосвязи
глобальных проблем человечества
на основе анализа различных
источников географической
информации и участия России в
их решении
Апрель
Итого по разделу
Май
4
Повторение
Май
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34
0
6